Спасо - Преображенский храм

чудеса на горе Митейной

 

 Чтобы попасть из поселка Верхнечусовские городки во Всехсвятский храм, приходится подниматься чуть свет и ждать парома. Преодолев широко разлившуюся Чусовую, паром причаливает к заросшему берегу

 

   Встречает пассажиров на пристани большой металлический памятный крест. Пятьдесят лет тому назад на месте этого креста стоял пятикупольный главный храм поселка XIII века - самое красивое строение на берегах реки Чусовой. Здесь венчались, молились, крестились несколько поколений верхнегородковцев.

 

  От прежнего Верхне-Чусовского Городка сегодня остался только Всехсвятский храм, построенный в 1868 году на высокой горе Митейной. Десять лет назад здесь был основан Трифонов женский монастырь, где сегодня молятся около пятидесяти инокинь и послушниц.

  

  В монастырь я еду с Василисой Максимовой, директором Чусовской специализированной школы для детей с девиантным поведением. В этом году для своих трудных подростков она организовала при монастыре терапевтическую общину или, проще говоря, летний лагерь. Помог объявленный в 2003 году конкурс социальных и культурных проектов.

    

  Спецшколу (5-9 классы) отличает от обычной школы то, что на первом месте здесь не учеба, а психическая реабилитация и воспитание, которое нуждается в духовной основе. Без этой духовной основы воспитание вырождается либо в палочную дисциплину, либо во что-то неприличное. Как, например, недавний День молодежи в райцентре с похабными конкурсами, во время которых полуголые молодые люди с ожерельями из презервативов представляли на сцене интимную жизнь тараканов.

 

   Настоятель храма и духовник монастыря отец Савватий после звонка Василисы Михайловны энергично взялся за дело. Нашел два жилых вагончика, оборудовал, заказал новые кровати. Монастырь не только не потребовал денег, но готов был вкладывать в детей свои средства.

 

   - В мае, когда я привезла первых ребятишек в Трифонову пустынь, то очень волновалась, - признается Василиса Михайловна. - Боялась, приеду через три дня: ребята запросятся обратно. Все-таки наши дети были далеки от церкви. Многие даже не крещены. А в лагере каждый день три часа трудотерапия. Но мои опасения оказались напрасны.

  

  Так подойти с духовной основой к трудным подросткам, которые о половой жизни знают больше, чем об истории церкви? Недаром в штате спецшколы нарколог, гинеколог и венеролог. Здесь учатся не только бродяжки, но токсикоманы и воришки.

 

    Пятнадцатилетнего Сашу суд приговорил в прошлом году за соучастие в убийстве беспомощного бродяги к двум годам условно. 1 сентября он пришел в чусовскую спецшколу и едва не с порога заявил: бил и бить буду! Как убивать, Саша научился от матери, которая на его глазах зарезала отца Саши.

 

  За то, как такие дети воспримут церковные проповеди, стоило волноваться. Но никто из детей уезжать из Трифоновой пустыни не захотел. Ходить в церковь здесь не заставляют, однако многие появляются в храме чуть не каждый день.

 

   Перед храмом за монастырскими воротами прихожан встречает удивительная красота. Море цветов, высаженных заботливыми руками послушниц. Дурманные легкие запахи роз и разноцветья жасминов успокаивают и притягивают душу. Кажется, сам воздух здесь наполнен чудесами.

    

  Пятнадцатилетний Дима Темкин ведет меня к ближнему источнику Николая Чудотворца, где берут воду для монастырских нужд. В городе Дима неделями пропускал школу, бывал жесток, грубил учителям. Жил с пьющим отцом, со старшим братом, уже второй раз попавшим за угоны в исправительную колонию. В монастыре мальчик изменился: стал спокойным, задумчивым.

  

  В деревянном шатре над источником несколько прихожанок читают молитвы. Я умываюсь в холодных прозрачных струях с такой радостью, какую не испытывал давно.

   

  В пяти километрах есть другой источник Божьей матери. Рядом с ним в XVIII веке в лесу обнаружили икону. С тех пор там происходят чудеса исцеления. Монахини рассказали последний недавний случай: искупавшись в источнике, исцелилась от рака груди игуменья из дальнего монастыря, специально приехавшая за сотню километров в Трифонову пустынь.

    

  Но, конечно, больше всего в чудотворности источника убедил подростков личный опыт.

  

  - После купания у меня болячки на руках сразу все прошли, - рассказывает Дима, демонстрируя загорелые крепкие руки.

  

   Еще один источник в окрестностях монастыря посвящен святому Трифону Вятскому, в честь которого и названа обитель.

  

   Близость к историческим местам, возможность самим прикоснуться к чуду находят отклик у подростков. Особенно действует самое большое чудо Трифоновой пустыни - монашки. Удивительно, что юные матерщинники и похабники из чусовской спецшколы, попавшие в женский монастырь, сразу прониклись уважением к закутанным в бесформенные серые рясы послушницам, среди которых есть совсем юные девочки.

  

  У монахинь режим совсем другой, гораздо труднее, чем в лагере у трудных подростков. Жизнь в монастыре расписана по минутам: подъем в 6 или 7 утра. С 8 утра длинная церковная служба. Затем дневные работы. Личное время только с 7 до 9 вечера. Затем вечерняя служба до полпервого ночи. Монахини не только соблюдают все посты, но даже в скоромные дни не едят мясо.

  

  Ольга пришла в монастырь сразу после школы. Это симпатичная и жизнерадостная девушка с добрым и мягким взглядом, легкостью и чистотой в голосе.

   - Привыкли уже к суровой монастырской жизни? - спрашиваю ее.

  - Нет, - чистосердечно улыбается Оля. - Два года живу, но все никак не привыкну.

  - Вы ушли в монастырь от разочарования в жизни?

  - Нет, я сама хотела жить в монастыре. Училась я хорошо. Решила, если не возьмут сюда, то буду поступать в вуз. Но, к счастью, взяли.

   - Кто ваши родители и как они отнеслись к вашему решению?

  - Родители были против. Мама работает бухгалтером в Чусовом. Отец каменщик. Он до сих пор в печали, что я не посчиталась с его мнением. Не приезжал, навещает только мама.

  

  Дважды в неделю духовные беседы с подростками ведет матушка София. В миру ученый-искусствовед с университетским образованием. По словам духовника отца Савватия, высшим образованием монашек не удивишь, таких здесь почти тридцать процентов.

   - Не чудо ли, - спрашиваю инокиню, - что трудные подростки стали ходить в церковь?

    - Во многих вещах есть чудеса божьи, - говорит матушка тихим мягким голосом. - Для меня, например, чудо, что из окна своей кельи я вижу божий храм. Когда жила в Перми, могла об этом только мечтать.

   

  В такой обстановке не поверить в Бога трудно. Из семнадцати подростков первой и второй смен пятеро решили окреститься. В том числе четырнадцатилетняя Женя Рудакова, вспыльчивая черноволосая девочка со светлой детской улыбкой.

  

  - Я четыре года дзюдо занималась, - похвасталась Евгения. - Подралась недавно с Игорем: он меня обозвал. Но раньше бывало обижала кого-то и без причины. Только после того, как окрестилась, не такая психованная стала.

 

  Мама девочки торгует на рынке - следить за ребенком некогда. К решению Жени окреститься отнеслась отрицательно.

   - Когда я принесла домой иконку Божьей Матери, - говорит Женя, - мать ее испугалась, сказала: унеси немедленно. Наверно, она нагрешила много, поэтому и боится.

 

   Долго мучился в лагере, собираясь с духом, Саша, который жил здесь во вторую смену. Хотел исповедаться в убийстве, но так и не решился, уехал в Чусовой с нераскаянной душой. Но и в его сердце, как и в сердце каждого трудного подростка, пребывание в монастыре на земле Трифона-чудотворца оставило след на всю жизнь. 

Газета «Звезда», 15 июля 2003 года 

 

[вверх]

 

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz