Читатйте в этом разделе (чтобы перейти, щелкните назв. статьи)
Все храмы благочиния
Успенский мужской скит
Трифонова женская пустынь
Храм в Камасино
Свято-Никольская церковь
Храмы Чусовского р-на
Храм св. Иоанна
Богослова в Лысьве
Строительство храма
в Лысьве
Храм в с. Кын-завод
Горнозаводск
и Гремячинск
Храмы в Губахе
В любом селе был свой храм…
Высокие рухнули своды,
И пылью взошел к небесам
Воздвигнутый в древние годы,
Сиявший столетьями храм.
Растворов ли связи крутые,
Иль камень твердел от молитв –
Но тьме разномастных батыев
Не дался на щит монолит!
Вся Русь и в огне, и в порухе,
Но подвигов ратных оплот, -
Твердыней нетленного Духа
Сей храм в честь Победы встает!
Встает, чтобы славу и муки
Забвенью предать не смогли,
Чтоб чтили и ведали внуки
Святыни родимой земли…
Кто скажет, что храм уничтожен?
Старинная кладка цела,
Фундамент глубок и надежен,
Чтоб вновь возвести купола!
Анатолий Гребнев
Олег Южаков уже выпустил несколько книг по истории Чусовских земель, но эта книга – особая. История церкви в Чусовском, Лысьвенском, Горнозаводском районах не волновала историков в советское время. Поэтому тема до сих пор остается терра инкогнита для большинства чусовлян.
- Олег Юрьевич, до революции люди жили бедно, а храмов было значительно больше чем сейчас, когда, вроде бы, денег стало гораздо больше?
- Конечно, храмов тогда было больше. Почти в любом селе был храм, в деревне – хотя бы часовня. В то время центром религиозной жизни были Верхние и Нижние Чусовские городки и монастырь в селе Успенка (закрыт в 1764 году). А на востоке – храм Рождества Богородицы в Камасино. Причем, храмы люди часто строили своими средствами. Так, например, большой каменный храм в селе Успенка в 1864 году взамен старого деревянного храма построили на свои средства жители села. На территории, которая сейчас относится к Чусовскому району не так было много каменных храмов: Успенка, Нижний и Верхний Чусовские городки и все. Но деревянных храмов было много – из дерева тогда строить было намного легче.
- А самый большой Свято-Троицкий храм в Лысьве?
- Да, в Лысьве построили огромный, красивейший храм, на который собирали средства с рабочих предприятия, и сам граф Шувалов пожертвовал 8 тысяч рублей. Много материалов на его строительства Лысьвенский завод отпускал бесплатно. Но он простоял недолго. Мне удалось найти уникальные материалы, которые будут в книге, о том как этот храм ломали. Позвонил знакомый из Лысьвы: тебе нужны материалы по Свято-Троицкому храму? Оказалось, эти фотографии и воспоминания, как и многие другие из новой книги, нигде еще не публиковались.
- А в Чусовом перед революцией был только Камасинский храм и церковь Святой Ксении?
- Но Ксениевский храм был очень большой, двухэтажный, вместимостью до 1000 человек, таких храмов у нас сейчас нет. Населения в Чусовом, который тогда был заводским поселком, было в несколько раз меньше чем сейчас. Но огромный Ксениевский храм не вмещал всех прихожан! И поэтому было решено строить большой двухэтажный каменный храм. Стали собирать средства и уже заложили фундамент. Но… началась Первая Мировая война и строительство храма замерло. Сейчас на этом фундаменте стоит КДЦ Чусового. В 1928 году Комиссия Чусовского исполкома решила закрыть Ксениевский храм. В 1929 году область подтвердила это решение. Здание передали торговым организациям, и сделали в нем пункт засолки капусты.
- Олег Юрьевич, был такой период, когда в Чусовском районе вообще не было ни одного храма?
- Действительно, перед войной был такой период. В Верхнечусовских городках оставалась маленькая кладбищенская церковь на Митейной горе, но она то закрывалась, то вновь открывалась. И только во время войны общине верующих разрешили приспособить под церковь жилой дом в Чусовом – так возникла Никольская церковь в Старом городе.
- Сколько было репрессировано служителей православной церкви в Чусовском районе, о каждом ли из них мы знаем?
- Точные цифры до сих пор неизвестны. Архивы, где хранятся расстрельные дела, недавно были опять закрыты для исследователей. Доступ к ним разрешен только с согласия родственников – а где их теперь искать? Но имена многих священников в книге удалось проследить. Профессия священника в тридцатые годы была очень опасной. Если учитывать, что репрессированы были не только священники, но и причт, церковные старосты, активисты приходских советов, то за веру в Чусовском районе были замучены порядка сотни человек, если не больше.
- Последняя глава вашей книги посвящена постсоветскому периоду, когда начали восстанавливать и открывать церкви. Остались ли в Чусовском районе храмы, которые требуют восстановления?
- Надо восстанавливать храм в селе Успенка. Очень много сделал там отец Кирилл, но надо восстановить каменную колокольню, а это потребует еще очень много трудов. Значительно легче, например, было бы восстановить купола храма Рождества Богородицы в Камасино, потому что этот храм построен из дерева. Есть еще заброшенные церкви, где до сих пор не идут службы. Разрушается старый Вереинский храм: стена гниет, крыша сломана. В советское время вереинцы упорно отстаивали свой храм и им долго удавалось отстоять его от закрытия. Там был арестован и расстрелян священник. В селе Сёла здание храма было долгое время под клубом. Сейчас сами жители Сёл уже не помнят, что это был храм пророка Илии. Сейчас там построили новый клуб. Надо восстанавливать храм.
- Когда ваша книга будет издана и ее можно будет купить?
- Три года ушло у меня на работу над книгой. Но для ее издания источников финансирования пока не видно. А нужно не менее 170 тысяч рублей, чтобы издать хотя бы 2 тысячи экземпляров. Надеюсь на помощь властей, наших предприятий. Эта книга могла бы помочь чусовлянам узнать историю своей Малой Родины. Ведь православная вера является основой многовековой культуры и духовности нашего народа.
вверх