| ||||||
|
| |||||
Тайны Саламатовой горыФото Благовещенского монастрыя http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=1680 В - Про Саламатовский монастырь я ничего не слышал, - разводит руками двадцатипятилетний парень, которого я встретил в деревне Саламатово.
- В 60-е годы, когда мы были маленькими, бегали туда искать клады, - вспоминает местная жительница Валентина Латышева, - На горе есть такие места: стукнешь, а внизу пустота. Я помню, что там иконы находили. А в середине 60-х приезжали какие-то люди, вели раскопки. На горе стояла палатка, где жили 5-6 человек.
В Х-ХIII веках в нижнем течении реки Чусовой от современного города Чусового до устья реки, территории города Перми и дальше на север жили коми-пермяки. На территории Чусовского района самое значительное поселение этого времени Саламатовское городище. В 1964 и в 1986 годы здесь вели раскопки ученые из ПГУ и ПГПИ. Несмотря на то, что находится оно всего в нескольких километрах от города Чусового, добраться до Саламатовой горы и сейчас непросто. Заваленная буреломом, непроезжая дорога заросла кустами малины и шиповником. А чтобы залезть на саму гору, нужно преодолеть крутой лог, по которому бежит холодный ручей.
Городище площадью около
Археологов ждало здесь немало ценных открытий. Ральники для пахоты, остатки глиняных сосудов, в которых хранились рожь и овес, доказывали, что с ХI века среди коми-пермяков распространилось пашенное земледелие. В одной из ям было обнаружено огромное количество рыбьей чешуи, принадлежавшей не только щуке и судаку, но и осетру, который водился 800 лет назад в реке Чусовой.
Интересно, что первое металлургическое производство в окрестностях Чусового появилось задолго до строительства в 1879 году «Чусовского металлургического завода». На Саламатовом городище были найдены шлаки, куски сыродутного железа, кузнечные клещи коми-пермяцких металлургов. Девятьсот лет назад они делали ножи, мечи, сабли и даже кольчуги, кольца от которых были обнаружены здесь же.
В Саламатовском городище могли жить несколько сот человек, среди которых были не только земледельцы и кузнецы. Наиболее сильные воины во главе с вождем-«князьком» составляли особый социальный слой, они были вооружены мечами, кольчугами, могли иметь нескольких рабов. Простые общинники в случае опасности вооружались только копьями, луком и топором. А военная опасность к концу ХIII века становилась все серьезнее.
В XIV веке, вероятно, из-за участившихся набегов манси и татар берега реки Чусовой обезлюдели. Десятки городищ и селищ были заброшены. Поля, где зрели рожь и овес, заросли сорной травой. Племена коми-пермяков отступили дальше на север. Пока в ХVII веке на Чусовую не пришли русские переселенцы, здесь жили только небольшие общины охотников-манси. Саламатова гора на долгие века погрузилась в глубокий сон.
В начале ХХ века на горе снова поселились люди, которые построили здесь православный монастырь. О том, как это произошло рассказал историк, краевед Олег Южаков, написавший книгу об истории Православной Церкви в Причусовье:
- На Саломатовой горе стал жить отшельник Николай Аганин. В 1915 году епископ Андроник разрешил открыть здесь мужской монастырь. Из Белогорского монастыря был откомандирован иеромонах Феодосий (Бахарев) с несколькими монахами, который стал руководителем обители. А основатель отшельник Николай Аганин принял здесь иноческий постриг с именем Серафим. В мае 1915 года в монастырь прибыл святитель Андроник, который освятил новый деревянный храм Благовещания.
После революции в крае начались репрессии против священнослужителей. В 1918 году был замучен красноармейцами святитель Андроник, причисленный затем к лику святых. Выходит, что Благовещенский Саламатовский монастырь открывал не просто архиерей, но настоящий святой!
Часть монахов могла в 1918 году время покинуть монастырь, который возглавил в 1919 году иеродиакон Михаил. Однако, несмотря на ужасы революции, число паломников и богомольцев не убавлялось. Из города Чусового и соседней деревни Саламатово каждое воскресение на службу пешком 4-
В 2002 году в Чусовом скончалась схимонахиня Нифонта, которая до конца жизни сохранила детские впечатления от монастыря. - Схимонахиня Нифонта родилась в 1909 году в деревне Саломатово, - рассказывает монахиня Александра, - маленькой девочкой вместе с мамой она ходила в монастырь на воскресные службы. Она рассказывала, что в Благовещенской церкви служил старец схиигумен Кирилл. Он давал девочке книги о православной вере. «Зачем вы ей даете, она потеряет», - беспокоилась ее мама. «Не ругайте ее, она будущая монахиня», - предсказывал старец, слова которого девочка запомнила на всю жизнь. Однажды в монастырь приехали чекисты, закрыли обитель и увезли схиигумена Кирилла. Когда его арестовывали старец был очень спокоен, говорил: «значит так и должно быть». Свои последние дни перед расстрелом он сидел в Перми в подвале «Башни смерти».
Монастырь закрыли в 1921 году. Однако, бывшие монахи продолжали жить здесь, и Благовещенская приходская община продолжала существовать судя по рапорту чусовских чекистов 1929 года, приведенному в книге краеведа Олега Южакова: "По имеющимся агентурным материалам в бывшем монастыре под названием "Саломатова гора" Чусовского района сгруппировался монашествующий элемент, организовали приходскую общину и под видом белого духовенства продолжают свою работу. Руководителем является настоятель церкви иеромонах Агафонов Нифонт Павлович, бывший артист императорских театров, и два его подпевалы дьякон-монах Овчинников Михаил Иванович и Андреев Паисий Алексеевич. Вся эта группа монахов группирует вокруг себя громадную массу богомольцев..."
В январе 1930 года иеромонах, иеродиакон и послушник бывшего монастыря были осуждены на три года лагерей каждый. Известно, иеромонах Нифонт Агафонов выжил в сталинском лагере, вышел на свободу. Но в 1937 году был снова арестован и приговорен к расстрелу. Сегодня о монастыре жители деревни Саламатово уже не помнят. - Я самый старый, - рассказывает пенсионер Анатолий Береснев, - никого из старожилов больше не осталось. Приехал сюда в 1950 году. На Саламатовой горе были одни ямы. И следы гари. Говорили, что остатки монастыря сгорели еще до войны. В деревне часовня стояла. В ней тогда зерно держали. Когда зерно вывезли я хотел разобрать часовню себе на избу, но Леонард Постников вывез ее на «Огонек». Больше церквей у нас не было. Колхозы «Красный пахарь», «Большевик», «Весна» все закрыли. Сегодня в деревне остались в основном пенсионеры, а кто помоложе, ездит на работу в город.
Несколько лет назад православные чусовляне поставили на Саламатовой горе памятный крест, однако, редко кто сегодня забредет сюда, вспомнит о людях, которые жили и умирали здесь за свою веру. | ||||||
| ||||||
Пермский край г.Чусовой |