Лысьвенское благочиние

Чусовой, Лысьва, Губаха, Горнозаводск и Гремячинск

храм в Селе Кын-завод

Свято-Троицкий храм

построен в 1864 г., закрыт в 1937 г.

еще фото

 

25 июля 2009 г.  празднование

250-летия

села Кын-завод

 

молебен

в день

праздника 

 
храм-корабль  

о.Алексей

Чебаков

 
внутри храма  

вид с

крыши

 

храм до 1917 г.

 

Из статьи С. Гринкевича в газете «Искра»

 Какое здание в Лысьвенском районе самое интересное с архитектурной и исторической точек зрения? Ответ очевиден – Свято-Троицкая церковь в Кыну-заводе. Она стала таким же символом, как и знаменитый единорог. Ее изображение тиражируется на дисках, сведения о ней можно найти в Интернете. Тысячи туристов, ежегодно осматривающих её, недоумевают: почему прекрасное творение рук человеческих находится в плачевном состоянии? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю экскурс в прошлое.

 

 Кыновской металлургический завод построили по инициативе Николая Строганова в 1759-61 гг. А первую церковь в Кыну поставили в 1779 году из дерева. в 1848-м во время пасхальной утренней службы она сгорела. В том же году поставили вторую деревянную церковь. В 1869-м её перевезли в д. Ослянская Пристань. Третья, каменная, строилась более десяти лет.

 

«...Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний - складами. Построен он на иждивение графа Сергея Строганова в 1865 году из кирпича. На храме - пять глав. Кресты, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав. Храм капитальною стеною делится на два: холодный - во имя Святые живоначальная Троицы - и теплый - во имя Введения в храм Пресвятые Богородицы. В 1898 году престол во имя Введения был упразднен, а на его месте поставлен памятник из серого мрамора с надписью и иконою храма и обнесен железною решеткою...».

 

Интересна архитектура здания. Центральную часть возводили в крестово-купольном стиле, а колокольню – в шатровом. Соединялись они крытой галереей, а позже – трапезной. Строгановы, знатоки и ценители русской церковной традиции, заказали проект в стиле 17 века. Архитектурные украшения лаконичны и уместны, «не мельчат». Церковь летит ввысь!

 

Внутри сохранились фрагменты фресок. Вот выдержка из письма графа С.Г. Строганова управляющему Кыновским заводом: «Усольский иконописец Александр Мельников просит о предоставлении ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон.… О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись

должна быть в древнем византийском вкусе. Граф Сергей Строганов 19 апреля 1860 г.».

 

 При церкви основали церковноприходское попечительство и церковно-приходскую школу. В 1897 году открылся приют для детей-сирот. По преданию, антиминс для храма прислал священномученик, архиепископ Пермский и Соликамский Андроник. О степени оцерковленности в 18-19 веках говорят названия гор, на которых раскинулся Кын: Троицкая – на ней была часовня в честь Святой Троицы, Успенская – с часовней в честь Успенья Богородицы (сейчас гора называется Мерзлой, но та скала, на которой раньше стояла часовня, так и называется «Часовней»), Ильинская – с часовней в честь Илии-пророка - на кладбище.

 

После гражданской войны Советская республика объявила войну религиям.  

 В июле 1935г Президиум Лысьвенского горсовета просил Свердловский Облисполком утвердить решение № 489  о закрытии часовен в поселке завода Кын. Местная власть мотивировала это решение якобы письменным заявлением верующих старообрядческой Патриаршей церкви пожелавших отдать в пользу государства часовни – как то на Троицкой горе, Мёрзлой горе и Ильинской горе.

 В июне 1936года Лысьвенский исполком вновь обратился к облисполкому утвердить ходатайство  общих собраний граждан Кыновского сельского Совета о закрытии церкви и передаче здания под неполную среднюю школу.

 В сентябре 1936года Свято-Троицкий храм поселка Кын был закрыт.  

Верующие прихожане писали во все инстанции ходатайства не закрывать храм, так как это помещение под школу не пригодно.

«… у верующих не осталось других молитвенных зданий для отправления своих потребностей».                     

   «… голосование по закрытию церкви было проведено не правильно. Оно не было всеобщее, прямое и тайное.  Голосовали даже несовершеннолетние.

Итоги  перевернули с ног на голову. Нарушены были все декреты Советской власти».

  «…приход церкви раскинулся на 55 км, более 30 деревень, верующих около 800 душ».

   «…власть не должна оказывать  давление  на верующих. Верните храм».

 Работники НКВД вывезли церковные ценности в Лысьву на телегах. Священнослужителей не репрессировали, они продолжали жить в Кыну и были похоронены здесь же. Может быть, их спасло то, что они отпевали и хоронили на церковном кладбище погибших красноармейцев. И сейчас живут в селе потомки последних служителей.

 Вспоминает Валентина Степановна Амосова:

«Последними священниками были о. Николай Пьянков, о. Владимир Овчинников, о. Николай Конюхов, а псаломщиком - Степан Ракланов. После закрытия церкви все они остались в Кыну. в колхоз их не приняли, они жили своим хозяйством. Церковь закрыли в воскресенье. Народ собрался на молитву, а храм не открывают. Плач поднялся. Местный коммунист залез на колокольню и стал сбрасывать большой крест (коммунисты думали, что он полностью золотой, а он был только позолочен). Когда же сбросил его, то сам не удержался и упал вниз. Думали, разобьется насмерть, но он выжил, долго потом в больнице лежал. Прозвище получил - Крестолом. Колокола сбросили и увезли, оставили только одно маленькое колоколо, для пожарной сигнализации».

 

В здании церкви поочередно были цех ширпотреба, колхозный склад, а в обширном подвале - колхозная кузница. Литые плиты церковного пола и сейчас можно увидеть у порогов некоторых домов, использовались они и как печные плиты. Находились охотники до кирпича, но кладка затвердела в монолит: легче сломать, чем разобрать. А один кыновлянин перевез узорные решетки ограды… на кладбище, огородив место для могилы. Его могила сейчас заросла сорняками и давно уже никем не посещается. Старые люди говорят: все, кто разорял церковь, умерли плохой смертью, а их дети и внуки пошли кривой дорогой.

Последний колокол сняли в начале 80-х. По словам бывшего председателя сельсовета Л.Г. Клячина, он передал его в музей Соликамска (в то время не было другой возможности его сохранить).

 

Время собирать камни…

Первые попытки восстановления церкви относятся к 1989 году. Летом в колхозе, в одной из бригад шабашников, подрабатывал священник Курганской епархии отец Александр. Он провел у стен храма молебен, организовал общину. Но Курганская епархия не дала согласия на его перевод в Кын, и он уехал к месту службы в Курганскую область.

 

Инициативу восстановления подхватил краевед В.В. Соломин. Верующие села создали церковную «десятку», зарегистрировали Кыновской приход. Открыли счет в банке и организовали сбор пожертвований на ремонт церкви. Их сумма достигала 15 тысяч рублей. Лысьвенский спортсмен Павел Чернобров, уроженец Кына, совершил агитационный переход Лысьва-Кын, чтобы обратить внимание народа и властей на храм. На просьбу кыновлян откликнулся директор ЛМЗ А.И. Клементьев - пожертвовал на кровлю несколько тонн железа, которое складировали в подвале под алтарем. Его хранительницей стала Т.А. Нечаева.

 

В 1996 году нам дали батюшку – отца Алексея Чебакова. В домах прихожан было совершено несколько богослужений, а затем отец Алексей счел целесообразным перевести приход на станцию Кын, где администрация выделила пустующее здание детсада.

 

Обустройство потребовало больших трудов. неоценимую помощь оказали директор леспромхоза П.А. Штейников и его замы. Для верующих из Кына-завода Петр Андреевич каждое воскресенье присылал автобус, и приход у нас был общим – Свято-Троицким. Слабым местом здания была крыша, и отец Алексей спросил прихожан: не дадим ли мы железа на кровлю? Ответ был таков: «Ты - пастырь, мы – твое стадо. Железо было пожертвовано Богу, на Божье дело и возьми». Церковный дом на станции был наново перекрыт.

 

Служба там ведется более десяти лет. Не забыли и о церкви в Кыну-Заводе: своими силами разобрали завалы мусора, сбросили вниз остатки гнилой кровли. Спустя два года отца Алексея перевели в Камасино, в пригород Чусового. А нам прислали отца Александра. Он служил у нас менее года и указом владыки Афанасия был переведен на новое место.

 

В 1999 году к нам приехал отец Алексей Хамьянов. Его усилиями церковный дом на станции отремонтировали, община выросла, открылась воскресная школа. Центром приходской жизни была станция, а мы, жители Кына-завода, оказались на периферии. Есть в этом и наша вина: переложив на плечи молодого священника груз забот и решений, мы успокоились. В 2002 году отца Алексея перевели в Чайковский. С тех пор духовно окормляют Кыновской приход священники церкви Иоанна Богослова. Приезжают они, как правило, на двунадесятые праздники.

 

В 2008 году отдел охраны памятников культуры выделил 880 тысяч рублей на консервацию церкви. Была возведена временная кровля с рубероидным покрытием и закрыты оконные проемы.

Вот что сказал о. Аркадий:

- В консервации кровли есть и плюсы, и минусы. Хорошо уже то, что дожди и снег не будут разрушать кладку. Своды под временной крышей просохнут - за много лет они пропитались влагой. Плохо же то, что прежде кровельных работ не проводится укрепление кирпичной кладки на сводах, верхней части стен, на карнизах. Для выполнения этого поставленную сейчас крышу пришлось бы разобрать. Крыть по временной кровле железом нецелесообразно: в случае проведения настоящей реставрации оно будет потеряно.

Сергей Гринкевич, газета «Искра» от 17.06.2008

Тел. прихода в с. Кын-завод (34249) 5-25-91

 

[вверх] 

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz