Спасо - Преображенский храм

о смиренномудрии

 

  Авва Пимен Великий жил в 5-м веке. В это время монашество в Египте достигло величайшего развития и совершенства. Еще дитятею Пимен беседовал с величайшими Отцами и напоявался их учением. Посещал он преподобного Павла; бывшего в дружеских отношениях с знаменитым Нитрийским пустынножителем Паисием Великим.

 

  25. Брат спросил авву Пимена: что делать мне со грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, - и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это - путь покаяния, преданный нам писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.

 

  46. Некоторый брат пришел к авве Пимену и в присутствии многих, сидевших тут, похвалил другого брата, сказав, что он ненавидит лукавство. Авва Пимен спросил его, что значит ненавидеть лукавство? брат пришел в затруднение и не находя что отвечать, поклонился старцу, говоря, объясни мне это. Старец сказал: ненавидение лукавства состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата своего…

 

  (Пришел к Пимену один инок издалека, чтобы послушать его наставлений, и начал рассуждать о вере и богословствовать. Старец  отвернулся от него и молчал. Потом богослов начал спрашивать его о душевных страстях и телесных немощах, тогда старец с радостным лицом отвечал: «Вот теперь я стану отвечать», - и долго говорил о том, как бороться со страстями и побеждать их.

 Святой Пимен давал ответы по вдохновению от Бога: «Злоба никогда не уничтожит злобы. Но если кто сделает тебе зло, сделай ты ему добро, и это твое добро победит его злобу»).

 

  48. Он сказал: Мы и братия - как две картины. Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается пред ним достоинство брата его; когда же человек признает достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостаточным .

53. Авва Пимен сказал авве Исааку: отвергни оправдания, и будешь спокоен в краткие дни земного странствования твоего.

 

 60. Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его.

68. Сказал авва Пимен: Когда дымом прогонятся пчелы от улья: тогда обирают сладкий плод трудов их. Так и плотское успокоение изгоняет страх Божий из души и губит всякое благое делание ее.

79. Сказал: что пользы - предпринять изучение художества, и не научиться ему?

 


Святой Игнатий Брянчанинов

О истинном и ложном смиренномудрии

 

  Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу (Флп. 2:5-8).   Может быть и произвольное смиренномудрие... Произвольное, собственного сочинения смиренномудрие состоит из бесчисленных разнообразных ухищрений, которыми человеческая гордость старается уловить славу смиренномудрия от слепотствующего мира, от мира, любящего свое, от мира, превозносящего порок, когда порок облечен в личину добродетели, от мира, ненавидящего добродетель, когда добродетель предстоит взорам его в святой простоте своей, в святой и твердой покорности Евангелию.

 

  Если мы будем непрестанно смотреть на грех свой, если будем стараться о том, чтоб усмотреть его подробно: то не найдем в себе никакой добродетели, не найдем и смиренномудрия.

Покаяние и плач о грехах доставляют вечное блаженство: это известно; это достоверно; это возвещено Господом.  Алчба и жажда правды Божией – свидетели нищеты духа: плач – выражение смирения, его голос. Отсутствие плача(покаяния), насыщение самим собою и наслаждение своим, мнимо-духовным состоянием обличают гордость сердца.

 

  Благодатное смирение невидимое. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью,  свободою. Хочешь ли стяжать смирение? – Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усваиваться ему, святое смирение, т.е. свойства Господа Иисуса Христа.

 

  Смирение  никогда не гневается,  не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.

Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби?

Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них, как на средство своего спасения.

Возлюбили угодники Божии слова благоразумного разбойника, который был распят близ Господа. Они при скорбях своих обыкли говорить: Достойное по делам нашим восприемлем; помяни нас, Господи во царствии Твоем (Лк. 23:41, 42). Всякую скорбь они встречают признанием, что они достойны ее (преподобный авва Дорофей).

 

  Святой мир входит в сердца за словами смирения! он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и к гонимому человеками,и к гонимому бесами.

Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды, – он видит в этом человеке орудие правосудия, или промысла Божия.

Аще кто хощет по Мне ити, возвещает святое Смирение: да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:2). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных: избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святою любовью. Аминь.

   [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz