Спасо - Преображенский храм

призвание Ермака

 

 Кто ты, Ермак Тимофеевич?

 В XVI веке между Московским Государством и осколками Золотой Орды: Крымским, Казанским и Астраханским ханствами,  лежали огромные пространства пустой ничейной земли. С тоской глядел русский мужик на жирную черноземную степную землю. Но никто не осмеливался осваивать эти просторы и сеять здесь хлеб.

 Только казаки устраивали в степи свои поселения, куда сходились люди, искавшие вольной жизни, не боявшиеся походов и сражений. В ответ на частые набеги крымских, казанских и ногайских орд казаки совершали походы в крымские, казанские и ногайские земли.

 

  Зачастую казаки нападали на возвращавшихся с добычей из русских земель татарские орды и освобождали пленников. Отряды казаков принимали участие в войнах с врагами Московского Государства. За свою службу по охране границ и за участие в боевых действиях многие казаки получали жалование из русской казны.

 Одним из именитых  казаков был Ермак Тимофеевич. (Ермак – либо прозвище, либо имя - Ерема) Еще до похода в Сибирь он много лет был атаманом казачьего отряда, имея большой боевой опыт. Сохранилось описание, что Ермак был волосом черен, силен и велеречив. Больше о его личности мы ничего не знаем.

 

  В XIX веке историк Дмитриев обнаружил в летописи XVIII века рассказ о Ермаке. В нем говорилось, что дед покорителя Сибири Афанасий Аленин был в подводах у муромских разбойников. А его сыновья ушли жить в Пермский край. Ермака звали Василий, он «работал на стругах у Строгановых по Каме и Волге». Но «затем пошел от работы в разбой».

 

  Однако, эта запись, сделанная через сотни лет после смерти Ермака, не вызывает полного доверия у историков. Другие легенды о происхождении Ермака, впрочем, еще менее достоверны.

 Был ли действительно атаман Ермак бывшим разбойником? С XVII века на Руси широко ходили рассказы о разбойничьем прошлом Ермака. Даже ангичанин Джон Пери в своих заметках пишет, что Ермак был благородным разбойником, который грабил только богатых и никого не убивал, а выручкой делился с бедными.

  

  Однако… Историк Р.Скрынников обнаружил, что легенда о разбойничьем прошлом Ермака появилась благодаря попавшей в летопись истории о том, как волжские казаки с вместе с Ермаком ограбили персидских послов. Но… «Поземельные книги посольского приказа позволяют установить, - пишет Р.Г.Скрынников, - что персы были ограблены через несколько лет после гибели Ермака. А значит, Ермак не имел никакого отношения к разбойному нападению, которое приписал ему летописец».

  Были, впрочем, среди ушедших в Сибирь вместе с Ермаком казаков два знаменитых атамана Никита Пан и Иван Кольцо с товарищами. Летом 1581 года участвовали в нападении на ногайского посла. За это они могли ожидать гнева скорого на расправу Ивана Грозного. Но сам Ермак в нападении на посла не участвовал.

 

  Историк Р.Скрынников приводит письмо польского коменданта города Могилева времен Ливонской войны. В июле 1581 года русские войска штурмовали Могилев. Среди русских воевод польский комендант называет атамана Ермака Тимофеевича.

 Традиционное мнение о Ермаке как о разбойнике, возможно, ошибочно? Но точно мы ничего не знаем.

 

 Казаки Ермака на Уральской земле

Вторая загадка, которая тоже не разрешена: в каком году Ермак Тимофеевич отправился в поход? Дело в том, что летописи и исторические документы указывают разные даты от 1579 до 1582 года. Если в 50 томе Большой Советской Энциклопедии  указано, что поход Ермака состоялся в 1581-1584 гг., то в «Очерках истории СССР. Период феодализма. Конец XV — начало XVII в.» написано, что поход начался в 1582 году. А в 1585 г. атаман Ермак погиб на Иртыше. Наиболее достоверной датой начала похода считается 1 сентября 1581 или 1582 года.

 

 Отбив в августе нападение орды царевича Али казаки стали собираться  в путь. Очень важно было иметь в далеком походе большой запас хлеба и боеприпасов. Всем этим их обеспечивали Строгановы. В летописи, впрочем, сохранилась запись, что, когда казаки потребовали дополнительно хлеба и пороха, Максим Строганов вступил с ними в спор, но потом все-таки выдал припасы «по запросу».

 Казаки увезли с собой на каждого по нескольку пудов ржаной муки, крупы и сухарей, большой запас пороха и свинца, который хватило на два года сражений. К 540 казакам присоединились по разным данным 50 или 300 чусовлян.

 

  Строгановы и Ермак страшно рисковали. Орда царевича Али получив отпор у Нижнего Чусовского городка между тем не была разбита. Вместо того, чтобы отступить в Сибирь, царевич подходил к Чердыни. Почему Ермак  не двинулся на защиту Чердыни и Соликамска? Пока отборные отряды сибирцев были заняты штурмом русских городков, у казаков появился уникальный шанс завоевать Сибирь и закончить эту войну. Разбить царевича Али было недостаточно. Да и наверно, казаки уже собрались идти на Сибирь, и задерживаться им совсем не хотелось.

 

 Перед походом в храмах Чусовских Городков звенели колокола. Священники отслужили молебен, благословив войско в тяжелый путь. Казаки выступили под знаменем с Ликом Иисуса Христа. Возможно, что в походе участвовали один или даже три священника, но точно, опять таки, мы этого не знаем. В некоторых летописях говорится, что во время всего Сибирского похода казаки соблюдали православные посты и молились перед сражениями.

 Последним русским селением на пути Ермака в Сибирь могло быт сельцо Камасино, которое теперь входит в состав города Чусового. Немногочисленное население несколько десятков мужиков, баб и ребятишек высыпало на берег реки, по которой плыли два-три десятка Ермаковых стругов. Казаки весело гребли веслами, быстро продвигаясь против течения.

 

 В южнорусских степях струги были главным средством передвижения казаков, на которых можно было легче уйти от быстроногих татарских лошадей. За пару недель 20-25 удальцов сами делали для себя одно судно длиной около 10 метров по 9 весел с каждого борта. Казаки сами гребли на веслах, а если показывался неприятель, то брались за пищали.

  Всего за 4 дня по словам летописца дружина Ермака поднялась на веслах по Чусовой до речки Серебряная. Еще за два дня они поднялись к истокам Серебряной.

 

  Есть версия, что выступив в поход 1 сентября 1581 года казаки провели зиму 1581/1582 у истоков речки Серебряной. Но представляется маловероятным, чтобы Ермак решил остановиться на зимовку в 6 днях пути от Чусовских Городков. Поэтому мы будем придерживаться версии, что выступив 1 сентября 1582 года, в том же месяце Ермак перевалил через Уральский хребет.
 Струги через водораздел пришлось тащить на руках. Это были самые трудные километры пути в Сибирь. Несколько тяжелых стругов пришлось бросить, их остовы еще в
XIX веке можно было видеть в лесу близ верховьев Серебрянки.

 

  Наконец, казаки дотащили свою ношу до речушек Баранчука и Журавлика, которые текли уже в другую сторону, на восток, в Сибирь. Маленькая речушка Журавлик впадает в реку Тагил. Здесь Ермак устроил плотбище, где за несколько дней общими силами казаки построили несколько новых стругов, взамен брошенных на перевале. По реке Тагил казаки скоро попали в большую реку Туру, которая течет через территорию современной Тюменской области.

 

Литература:

1. Р.Г. Скрынников «Ермак», М., 1986 г.

2.Н.М.Карамзин «История государства Российского», том 9

3. «Быль Чусовских Городков», Екатеринбург, 2000 г.

4. В. И. Сергеев «К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака».

5.А. А. Введенский. Строгановы, Ермак и завоевание Сибири. «Исторический сборник», № 2. КГУ. Киев. 1949.

6. Ю.К. Николаев «Земля Чусовская» 2002 г.

 

   [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz