Спасо - Преображенский храм

дар Ивана Грозного

 

 1965 году сотрудник московского музея Андрея Рублева Геннадий Попов вывез из Соликамска на реставрацию три иконы: «Деисус с предстоящими», «Богоявление» и особо чтимый соликамцами тройной складень «Николай Чудотворец». Последняя по преданию была подарена городу Иваном Грозным. Согласно акту приемкисдачи, подписанному Поповым, иконы должны были через три года вернуться в Соликамск. Но и поныне они находятся в музее Андрея Рублева. А история главной соликамской иконы сродни хорошо закрученному детективу.

 

 С трепетом я прохожу через белокаменные ворота Андронникова монастыря. Сразу за крепостной стеной весь залитый светом весеннего солнца Спасский собор, построенный в 1427 году - в год, когда умер великий русский художник Андрей Рублев. Спустя пять веков, в 1960 году, в стенах монастыря открылся музей его имени, куда со всей страны свозились лучшие творения русских иконописцев. Именно в запасниках этого музея и осели на долгие годы соликамские иконы.

 

   Между тем для Прикамья «Николай Чудотворец» столь же значим, как и для всей Руси образ «Владимирской Богоматери», вдохновлявший русских воинов в XIV-XV веках на борьбу с татаро-монголами. По искреннему убеждению соликамцев, «Никола» защищал пермский край от набегов ногайских татар. И не случайно. В середине ХVI века Соликамск, стоявший на окраине земли русской, был еще не особо велик - всего-то 201 человек мужского пола, 27 лавок, 16 соляных варниц и несколько деревянных церквей. Пограничное положение делало город уязвимым, и часто он подвергался набегам со стороны ногайских и сибирских татар, населявших диковатый по тем временам край. Воинственные аборигены нападали на русские поселения, грабили, жгли, насиловали, убивали и угоняли в рабство.

  Как свидетельствует соликамский протоиерей Иона, именно в это непростое время произошло знаменательное для города событие. «Около 1551 года ногайские татары учинили великий вред городу и окрестным селам. Жители опасались, чтобы они не вздумали учинить еще набег и послали царю Ивану Васильевичу просить войско охранять их от врага. Вместо войска царь прислал образ Николая Чудотворца, который защитит от вражеского нашествия». Так писал в 1823 году Василий Берх в своей книге «Путешествие в Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей».

 

  Верить ли известному по тем временам историку и археологу? На первый взгляд, авторитет его непререкаем. Но сомнения есть. Главной целью Берха было отыскание на территории Северного Прикамья мифической Биармландии (или Биармии), известной еще по древним арабским источникам. Утопическая легенда об этой «стране обетованной» долгие годы будоражила воображение специалистов. Искали ее с таким же сумасшедшим упорством, как и не менее мифическую Атлантиду. Не нашли. Но по ходу поисков сделали немалые открытия. Мог Василий Берх записать и былины в наших краях, но не сделал этого, сославшись на то, что сюжеты о Добрыне известны ему хорошо. Так что историческая наука того времени, с точки зрения науки современной, строилась больше на устных источниках и была не особенно профессиональной. А это уже ставит под сомнение многое из того, о чем писал Берх. Подтверждением могли бы быть реальные документы. Но, увы...

   

  В начале XVII века Соликамск стал столицей Перми Великой. В 1698 году был построен кафедральный Троицкий собор, ставший одним из выдающихся памятников архитектуры Прикамья. Именно в нем вместе с грамотой Ивана Грозного хранилась икона Николая Чудотворца. К сожалению, грамота сгорела в пожаре 1743 года. Документальное свидетельство, которое могло бы подтвердить легенду, превратилось в пепел. Икона уцелела. Но еще в начале XIX века ее мнимую или истинную историю в Соликамске помнили, а икону почитали. И даже у работников музея, которому в 1928 году был передан Троицкий собор, сомнений не было: икона та самая, подарок Ивана Грозного.

 

  Основания в уверенности были весомые. Иван Васильевич имел такое обыкновение - дарить древние иконы. Знаменитая «Троица» Андрея Рублева, например, - его дар Троице-Сергиевскому монастырю. А недавно во время реставрации «Богоматери» (еще один дар царя, но уже Томскому монастырю) выяснилось, что это - бесценный византийский образ XIV века! Так что соликамская легенда о «Николае Чудотворце» вполне могла быть истинной. Только древние чтимые образы, согласно представлениям русичей XVI века, обладали чудотворной силой и могли защитить от врагов. Другой вопрос, была ли эта икона современницей Ивана Грозного или намного старше?

 

  Впрочем, вернемся в музей Андрея Рублева. Я нахожу заведующего реставрационной мастерской Сергея Ратникова, который «раскрывал» в 1992 году «нашу» икону (образ ждал этого события 27 лет!).

      - На лике были многочисленные утраты, которые мы заполнили реставрационным грунтом и затонировали. Удалили поновления на полях. Работа шла в течение года. В результате установили, что икона, без всяких сомнений, - образ XVII века, - огорошил меня Сергей Николаевич. - Я даю гарантию, что под этим красочным слоем больше искать нечего. Тем более серебряный оклад, басма, венец и цата подтверждают ее возраст. Икона по манере письма близка к культуре Соль-Вычегодска. Но была написана, без сомнений, не рядовым художником, а большим мастером, знакомым с европейской живописью.

   

  - А не может быть ошибки в определении возраста иконы? - спрашиваю у главного хранителя музея Людмилы Тарасенко. - Применялись ли объективные методы физико-химического анализа?

   - Для дендрологического анализа нужна карта роста колец из местности, откуда происходит икона, - отвечает искусствовед. - В данном случае это невозможно. Радиоуглеродный метод - для более отдаленных периодов. В нашем случае возраст иконы определяется по материальным признакам: пропорциям доски и приемам обработки дерева. Но наиболее убедителен стилистический анализ, который однозначно говорит, что это икона ХVII века и далеко не раннего. Ошибки в определении возраста случаются, но за последние полсотни лет наука сделала большой шаг вперед. И сегодня споры идут уже не о веке создания иконы, а о десятилетиях.

   Вот так... А как же быть с красивой легендой? Или икона не та?

   

  Образ Николая Чудотворца сразу же бросается в глаза, он находится в самом центре первого выставочного зала напротив входа в музей Андрея Рублева. Небольшая (53 на 33 сантиметра), с двумя створками, закрытая массивным серебряным окладом, икона спрятана под толстым стеклом. Только подойдя вплотную, мне удается разглядеть темный суровый лик епископа из Мир Ликийских. Глаза его, осветившись огненным всполохом, внезапно пронзают меня, как рентгеновские лучи.

   

 - Эта икона мне нравится больше других, - говорит смотритель Тамара Геннадьевна. - И к ней подходят больше всего посетителей.

      Аккуратно собранные ровным окладом волосы, такая же круглая окладистая борода, маленькие пронзительные глаза. Все это напоминает мне редкие экземпляры раннемосковской живописи - такие, как «Спас Оплечный» и «Спас Ярое Око» XIV века. У меня поневоле появляются сомнения в поздней датировке иконы, основанной только на стилистическом анализе.

 

  Но специалистам виднее. Наверное, это, действительно, не та икона. Возможно, дар Ивана Грозного сгинул в одном из многочисленных пожаров или был украден. А вместо него передо мной складень строгановского письма, возможно, список с той, древней иконы. И это предположение оснований не лишено. Дело в том, что еще в 1580 году Никита и Максим Строгановы учредили знаменитые иконные горницы, вывезя из Москвы лучших живописцев. Уральская строгановская школа иконописи расцвела в 1580-1650-х годах в Соль-Вычегодске, Чердыни и Соликамске. Она не была провинциальной, быстро завоевав ведущие позиции на Руси. А одной из традиций школы было изготовление списков с особо почитаемых икон. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один из замечательных мастеров скопировал в XVII веке более древний лик. А оригинал мог погибнуть в страшном соликамском пожаре 1672 года, который уничтожил половину города. Или украден. Или подменен. Версий может быть много.

      Но даже список с той иконы имеет для нас огромное значение.

                                                    Газета "Звезда", 22 мая 2004 года

   [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz