Спасо - Преображенский храм

великие русские иконы

Владимирская

икона Божией Матери

  Не было другой иконы, которая была бы столь ценима в России, как Владимирская Икона Божией Матери.

 Согласно легенде об этой иконе, Пресвятую Деву написал с натуры сам евангелист Лука. А в 450 году из Иерусалима икону перевезли в Константинополь столицу Византийской империи. Однако, ученые-искусствоведы считают, что Владимирская икона была написана в Константинополе в конце ХI века.

  В ХII веке Константинопольский патриарх подарил ее Киевскому князю. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, который сделал своей столицей.

 

   В 1395 году грозный Тамерлан пошел в поход на Русь. Чтобы спасти столицу в Москву из Владимира была доставлена Владимирская икона Божией Матери. Народ долго молился пред ней: «Мати Божия! Спаси землю Русскую!». До сих пор историки не могут объяснить, почему орда Тамерлана  повернула назад. В летописях записано, что сам Тамерлан услышал грозное предупреждение, с которым к нему обратилась Богородица. Напуганный Ее внезапным явлением непобедимый «Железный хромец» повернул обратно.

  

Троица Андрея Рублева

 Отношение к иконописцам на Руси было особое. Многие из них были монахами. Но и к иконописцам-мирянам предъявлялись самые строгие нравственные требования: они должны были отличаться трезвой, чистой жизнью, ходить в храм и соблюдать посты. Перед началом новой работы иконописец постился и молился, испрашивая помощи у Бога.

  Самый знаменитый иконописец и художник Древней Руси святой Андрей Рублев был еще в отрочестве пострижен в монашество святым Сергием Радонежским. Святой Сергий отправил Андрея в Спасов монастырь (позднее он стал называться Андроников монастырь) около Москвы. По преданию, святой Андрей Рублев каждый день молился у иконы Нерукотворного Спаса, прося наставления у Бога к писанию икон.

  Андрей Рублев расписывал церкви и написал много известных икон. Но самый знаменитый его образ «Троица», которая в XVI веке была подарена Иваном Грозным в Троице-Сергиеву лавру.

 Образ Троицы знаменует главный догмат православной церкви о Единстве Бога в Трех Лицах. Но на иконе мы видим не догмат, а живого Бога. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой представлены в виде Трех Ангелов. Андрею Рублеву удалось передать изобразительными художественными средствами непостижимое для человеческого ума Единство Бога в Трех Ипостасях.

  

Казанская икона Пресвятой Богородицы

 До революции День Народного Единства 4 ноября (22 октября по старому стилю), посвященный освобождению Москвы в 1612 году, назывался по-другому День Казанской иконы Божией Матери. Перед штурмом Москвы воины ополчения Минина и Пожарского три дня постились и молились перед иконой Казанской Божией Матери. Свою победу они отнесли заступничеству  Богородицы.

 

 Казанская икона  Богородицы была чудесно обретена в 1579 году. Девятилетней девочке Матроне Онучиной в Казани явилась во сне Пресвятая Богородица. По словам девочки Небесная Царица рассказала, что под их домом зарыта Ее икона. Мать не поверила девочке, пока сон не повторился трижды.

 На третий день мать повела дочку к Казанскому митрополиту Иову. Священники вместе с народом стали копать землю. Икону нашла сама Матрона.

 Крестный ход с иконой пошел на городскую площадь к храму. Чудесно найденную икону Пресвятой Богородицы, которая сияла свежими красками, нес над головой священник Ермолай. Запомним это имя. Через несколько лет Ермолай принял постриг с именем Гермоген. В 1605 году он станет патриархом Гермогеном, который в 1612 году примет мученическую смерть. Но раньше как очевидец святой Гермоген написал «Сказание об обретении иконы Казанской Божией Матери», дошедшее до наших дней.

 Перед революцией  1904 году в Казани произошло преступление, которое потрясло всех. Шайка грабителей, позарившихся на драгоценный оклад, выкрала из собора ту самую Казанскую икону, найденную девочкой Матроной в 1579 году. Преступники скоро были пойманы, но икону так и не нашли.

 

Тихвинская икона Божией Матери

  История обретения в XIV веке этой иконы окутана тайной. Первоначальные списки сказания о явлении иконы повествуют:

 “В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича (Донского)... явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине... По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина. И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери. После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”. В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая сохранилась до наших дней.  

  В кровавом XX веке Большой Богородице-Успенский мужской общежительный монастырь разделил ужасную участь многих русских обителей и храмов. В 1922 году была изъята драгоценная риза святой чудотворной Тихвинской иконы, главный монастырский храм - Успенский собор - был закрыт в 1936 году. Точна дата закрытия монастыря пока неизвестна. В ноябре 1941 года немецкие войска вошли в Тихвин, чудотворная икона Божией Матери Тихвинской вывезена немецкой экономической командой “Герлиц” во Псков. Епископ Иоанн (Гарклав) после войны переправил ее в  США, в Свято-Троицкий собор Русской Православной Церкви за границей в Чикаго. Умирая, Епископ Иоанн (Гарклав) оставил завещание, согласно которому возвращение святыни возможно только при условии полного возрождения монастыря.

   Летом 1995 года по милости Божией Богородице-Успенский мужской монастырь возобновил свою деятельность. Трудами братии, дарителей и благоустроителей Большой Богородице-Успенский монастырь возродился. Теперь же, с возвращением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и город Тихвин и весь северный край Великой России расцветет и очнется от духовной спячки и невежества. 

Из статьи А.Рожинцева на сайте

http://www.blagoslovenie.ru/client/New/169.htm 

 

"Одигитрия-Смоленская" Дионисий 1482 г.

Смоленская икона

Пресвятой Богородицы

 При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Согласно одному из сказаний, греческий император Константин Порфирородный благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). 

 

 Сын князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы  «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

  Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой  один из древнейших византийских иконографических изводов. Правая  рука Богородицы лежит на груди, а левая поддерживает  Богомладенца, который в левой Своей руке держит  свиток, а правой благословляет род человеческий. До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году.

Из статьи О.Стародубцева на сайте http://www.pravoslavie.ru/pvt/1533.htm

 

Об иконах можно смотреть:

http://www.icon-art.info/

http://ikona.cxolii.ru/

http://www.rusicon.ru/

http://www.obraz.org/  

     [вверх]

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz