Спасо - Преображенский храм

столица Чердынь

 

Крещение Чердыни

 Пермь Вычегодская была крещена, но южнее лежали бескрайние земли Великой Перми - территория современного Пермского края. Русская колонизация шла с севера на юг.  В XV-XVI веках самым крупным центром Перми Великой была Чердынь. Еще в VIII веке здесь возникло первое городище коми-пермяков. Постепенно в Чердыне стало проживать все больше русских семей, а сами пермяне принимали крещение и становились православными христианами.

 

  В 1451 году в Пермь Великую пришла московская рать. Чердынь стала резиденцией московского наместника князя Михаила (убит в 1481 году во время набега на Чердынь пелымских манси пришедших по Вишере с восточного склона Урала). С 1451 года Верхнее Прикамье вошло в состав Московского государства.

 

  В 1455 году «приехал Владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню», где уже правил московский наместник Михаил. Епископ окрестил много коми-пермяков, став для них первым проповедником христианства, каким был святой Стефан для коми-зырян. Летом того же года Владыко вернулся в Усть-Вымь, где был убит князем Асыкой.

 

Главным подвигом следующего епископа Ионы, возглавлявшего Пермскую кафедру в 1455-1470 годы, было обращение в христианство Перми Великой.

В XV-XVI веках самым крупным центром Перми Великой была Чердынь. Еще в VIII веке здесь возникло первое городище коми-пермяков. Постепенно в Чердыне стало проживать все больше русских семей, а сами пермяне принимали крещение и становились православными христианами.

 

В 1462 году святой Иона отправился в Чердынь, где окрестил много коми-пермяков. Он познакомился с чердынским князем Михаилом и просветил его Христовой верой. Чердынь приняла крещение вместе с князем на речке Чердынке, которая протекает и сейчас еще здесь, под нашим монастырем. В 1463 году, при следующем своем посещении Чердыни, епископ Иона привез сюда священника и монахов, которые с его благословения и устроили здесь обитель. Это были два деревянных храма – Иоанна Богослова и надвратный храм Вознесения Господня, которые просуществовали до пожара 1700 года, когда сгорела почти вся Чердынь. В Чердыни появился первый на территории Пермского края православный Иоанно-Богословский монастырь. (Сначала в монастыре стояла одна деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена первая на Урале каменная церковь Вознесения)

О сегодняшнем дне Иоанно-богословского моастыря можо прочитать  http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2710

 

 Подвергаясь немалым опасностям святой Иона объездил с проповедью многие селения Перми Великой, вел споры с волхвами, жег кумирницы и рубил чтимые язычниками деревья. Святителю удалось крестить и одного из самых влиятельных коми-пермяцких князей в его городище Уросе. Этот пермянский князь впоследствии много помогал епископу в искоренении язычества.

 

 В 1470 году святой Иона почил после тяжелой болезни. «И положено бысть святое тело его на  Усть-Выми в своей епископии, близ мощей святых в церкви по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Усть-Вымских чудотворцев, с надгробным псалмопением проводившее честне, еже и доныне все трие вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим и до сего дне, по слову Христа Бога нашего».

 

  Мужественно исполнив свой пастырский долг, оставшись верными Богу и своей пастве даже до смерти святые Герасим, Питирим и Иона стали примером для многих христиан, не только своими проповедями, но и самой жизнью своей наставляя паству в православной вере.

 

С крестом и мечем

 В конце XV века в Чердыне преобладало еще коми-пермяцкое население. В 1471 году в Перми Великой возник заговор с целью отложения от Русского государства, в котором был, видимо, замешан и князь Михаил. В 1472 году из Москвы в Чердынь была послана рать. Князь был пленен, отправлен в Москву, но после клятв верности отпущен обратно княжить в Прикамье. (существуют разные мнения, кто был князь Михаил: из рода русских удельных князей или новокрещенный коми-пермяцкий князек, тогда становится понятно, почему он был за от-падение от России и обретение независимости). Видимо, чтобы уменьшить зависимость новой администарции края от коми-пермяцкого населения, было решено перенести новую резиденцию наместника в Покчу рядом с Чердынью. Новой столицей маленькая Покча, впрочем, была недолго в 1472-1536 гг.

 

  Набеги на Пермские земли не прекращались. В шестидесятые годы в Пермские земли вторгались отряды  казанских татар. Но самые тяжелые испытания для пермяков снова готовил князь Асыка. Накопив силы он в 1481 году воспользовавшись помощью Сибирского ханства решил захватить два главных города Чердынь и Покчу, чтобы навсегда отторгнуть земли Перми Великой от Русского государства.

 

 В 1482 году воины князя Асыки внезапным набегом захватили и сожгли резиденцию московского наместника Покчу и убили князя Михаила. Вдохновленный этой победой Асыка приступил к осаде Чердыни. На помощь вогулам уже плыли по Каме отряды сибирских татар.

 

  Но на выручку Чердыни из Устюга уже спешил воевода Андрей Мишнев. Устюжские воины успели прогнать Асыку из-под Чердыни и разгромить войско сибирцев, не дав им соединиться. Чердынь была спасена. Но много пермяцких сел и погостов было обращено вогулам в пепелище, много вновь обращенных христиан приняли от Асыки мученическую кончину.

 

 Новым наместником Великопермским стал Матфей сын убитого князя Михаила.

Через два года московская рать под началом знаменитого воеводы Федора Курбского посланная Московским Великим князем наказать Асыку наголову разбила ополчения зауральских князьков. Скоро скончался и сам Асыка. И в 1485 году с его сыном князем Юшманом в Москве был подписан мирный договор.

 

 «Приняв христианскую веру, зыряне, подобно другим новопросвещенным язычникам, не вдруг усвоили себе самый ее дух и оставили свои прежние верования и обычаи. Преемник святого Ионы Филофей (1471 - 1501) хотя целые тридцать лет старался искоренить между ними остатки язычества, нарочно изучил зырянский язык, чтобы удобнее поучать их, писал к ним окружные пастырские послания, не мог, однако ж, достигнуть вполне своей желанной цели, так как самые священники мало ему в том содействовали.

 

 Спустя около трех месяцев после оставления Филофеем своей кафедры и удаления на покой митрополит Симон писал (от 22 августа 1501 г.) пермскому духовенству: "Слышу о вас, что вы о церковном исправлении нерадите, о своих духовных детях небрежете, душевной пользы не ищете, многие новокрещеные люди, ваши дети духовные, смотря на вас, соблазняются и творят то же: едят и пьют в праздники до обеда, да и женятся незаконными браками в племени и совершают другие богомерзкие дела по древнему обычаю; а вы им накрепко того не возбраняете. И прежде неоднократно посылал вам о том свои грамоты епископ Пермский Филофей, поучая вас, чтобы вы воздерживались от раноедения и питья, а детей своих духовных, новокрещеных христиан, учили закону Божию, вере христианской; но вы о всем этом небрегли и не слушались поучений своего епископа".

 

 Затем митрополит убеждал пастырей Церкви обратиться к благочестию, управлять себя по заповедям Христовым, заботиться о своих духовных детях и учить их, чтобы они жили по закону великого православия, не творили беззаконных браков и престали от всех древних богоненавидимых дел. В то же время митрополит писал ко всем жителям Перми и князю их Матфею Михайловичу как к людям новокрещеным, наставлял их держать веру христианскую "честно, твердо и неподвижно", посещать храмы Божии, чтить своих отцов духовных, соблюдать посты и убеждал, чтобы они "кумирам не служили, и Воипелю болвану не молились по древнему обычаю, и всех вообще тризн не творили идолам, и незаконных браков не чинили", а женились бы по закону христианскому. Естественно также, если и между пермяками, как случалось между другими язычниками, обращавшимися к христианству, находились люди, которые не хотели следовать общему примеру и долго упорствовали в своей прежней вере. "Доселе еще между ними встречаются кое-где в лесах многие идолопоклонники, - писал Герберштейн уже после 1526 г., - но монахи и пустынники, отправляясь туда, не перестают обращать их от заблуждения и ложного культа". (Митрополит Макарий История Русской Церкви, т.3, отдел 2, гл 3.)

 

Чердынь в XVI веке и позже

На рубеже XV-XVI веков произошли важные изменения в духовном и светском управлении Пермскими землями. К Пермской епархии в 1492 г. были присоединены Вологодские церкви. С тех пор епископ, до этого живший в Усть-Выми, часто покидал Пермь и проживал в Вологде. В 1505 году вместо князя Матфея, который был отстранен от княжения, из Москвы в Чердынь прислали наместника, которым стал Василий Андреевич Ковер.

В 1535 году, когда Чердынь вновь стала резиденцией московских воевод, здесь началось строительство первого в Прикамье кремля с деревянными стенами и башнями, который был защищен рвом глубиной 15 и шириной 20 метров. Предосторожность нелишняя. В XV-XVI веках Чердынь была пограничным форпостом Московской Руси, выдержавшим более десятка осад. С востока городу угрожали вогулы, с юго-востока Сибирское, с юго-запада Казанское ханство. Под стенами древнего кремля не раз кипели кровопролитные сражения. Но Чердынский кремль так ни разу и не был взят.

Согласно переписи 1579 года в Чердыни насчитывалось 290 дворов, где жили 326 мужского населения. В Соликамске в то время было всего 190 дворов, где насчитывалось 201 человек мужского пола. В 1584-1597гг. через Чердынь вверх по реке Вишере проходила главная дорога в Сибирь. До 1613 года, когда было учреждено воеводство в Соликамске, самым крупным городом и столицей Перми Великой оставалась Чердынь. Однако,  затем город стал развиваться медленнее и в 1636 году был отнесен к Соликамскому воеводству.

  Город не раз опустошали пожары. Старинные деревянные здания, в том числе стены и башни кремля до наших дней, к сожалению, не сохранились.  В 1700 году в страшном пожаре сгорели обе церкви Иоанно-Богословского монастыря. На их месте в 1704-1718 гг. был построен новый двухэтажный храм св. Иоанна Богослова, который сохранился до наших дней. Это древнейшее на сегодня и самое замечательное строение в Чердыни. В XVIII веке население города стало сокращаться на фоне стремительного роста новых городов, к концу XVIII века Чердынь уже не входит даже в первую десятку населенных пунктов Пермского края.

 

Литература:

1.Жития святых Герасима, Питирима и Ионы

2.Г.Н.Чагин «На древней Пермской земле», Москва, 1988 г.

3.«Из прошлого Чердынского края», Пермь, 1974

5. Г. Федоров «Святые Древней Руси»

6. Митрополит Макарий «История Русской Церкви».

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz