Спасо - Преображенский храм

как Православие пришло на Пермскую землю

Читатйте в этом разделе: 

(чтобы перейти, щелкните название статьи)

Столица Чердынь 

 

Строгановы

 

Святой Трифон Вятский

 

Призвание Ермака

 

Завоевание Сибири

 

Ныробский узник

 

 

Рассказ о том, как православная вера пришла в Пермский край следует начать с имени

 

святого Стефана Великопермского.

 Святой Стефан жил в героические и славные времена князя Дмитрия Донского, победившего Мамая в 1380 году на Куликовом поле.

Но это были и очень тяжелые времена. Русское Государство еще не избавилось от раздробленности. В это время, увы, не только кровавые набеги монголов опустошали русскую землю, но и сами князья не прекратили междоусобицы, во время которых русские проявляли необузданную жестокость и святотатство.

 

  «Великий князь московский Василий Васильевич с своею многочисленною ратью (1434), опустошив страну Галичскую, пожег святые церкви и монастыри. Тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали… Другим свидетельством того же самого недостатка служат господствовавшие тогда у нас разбои. (В Новгороде) составлялись целые полки охотников и удальцов и отправлялись сухим путем и на судах по Двине и Волге в отдаленные места и везде грабили и жгли деревни и города, умерщвляли жителей и с добычею возвращались домой, а иногда и сами погибали в отважных своих походах". Знающих Слово Божие и читавших евангелие людей было мало. Сохранялись многие языческие праздники с игрищами и плясками. «Многие верили в волхвов и волшебниц, в их заклинания, чародеяния, ворожбу, нашептывания, узлы, зелия и подобное. – пишет митрополит Макарий в «Истории Русской церкви»  

 

  Но в такое тяжелое время Благодать Божия не оставляла Руси, находились люди, которые несли в сердцах своих истинную веру. Необыкновенная духовная дружба связывала Стефана со светильником земли Русской святым Сергием Радонежским, которого он не раз посещал в Свято-Троицкой обители. В тяжкое время монгольского ига имя преподобного Сергия вселяло надежду и поднимало дух. Добрая молва о сорокалетнем житье-бытье преподобного Сергия посреди лесов Радонежских в основанном им Свято-Троицком монастыре разливалась по Руси как весенняя вода. Люди видели, что можно жить иной, чистой и светлой жизнью, и сами, по примеру Сергия устремились к этому свету.

 

 Биографом обоих святителей был один и тот же монах Епифаний Премудрый. Младший современник святого Стефана монах Епифаний жил сначала в Ростовском монастыре вместе с ним, а затем перешел в Свято-Троицкую лавру к св. Сергию. Понятно, что жития этих двух великих святых Епифаний писал не по наслышке, но сам с ними неоднократно беседовал и жил с ними рядом.

  

 Святой Стефан (до монашеского пострига его звали Степан) родился в 1340 году в Устюге. Этот город был тем центром, из которого русское влияние распространялось на Северном Урале.

 Земля коми-зырян, современная Республика Коми, Пермь Вычегодская, попала под власть Московского князя в 14 веке.

 Пермяков (пермяне, пермяки, пермячи как их называли в то время в русских документах) часто можно было встретить на улицах города Устюга. В городе тогда жили зыряне, и недалеко от него начиналась пермская языковая территория. Степан с детских лет знал зырянский язык наряду с русским, есть даже легенда, что его мать была крещенной зырянкой.  И святой Стефан еще в детстве проникся любовью и сочувствием к этому, непросвещенному тогда еще светом Христовой веры, народу.

 

 Отец св. Стефана Симеон Русский был чтецом при Богородицкой церкви Устюга. В раннем детстве постигнув грамоту, юный Стефан полюбил читать книги, выучился в Устюге «всей грамматической хитрости и книжной силе». И в юности ушел в Ростов, где постригся в монастыре святого Григория Богослова, выбрав этот монастырь «яко книги многи бяху тут».

Через несколько лет он был возведен в сан иеромонаха. Но не мог он забыть об видимых им в детстве язычниках-пермяках.

 

 «При мысли о таком множестве человеческих душ, погибающих во тьме неведение истинного Бога, святого Стефана охватило непреклонное желание идти к пермянам и спасти их от вечной погибели. Но чтобы достойным образом пролить в эту тьму истинный свет познание Бога - Творца мира, новому Апостолу нужно было перевести на пермский язык важнейшие священные книги. Стефан основательно изучил этот язык и составил пермскую азбуку… Прекрасно зная, что человек не может совершить никакого доброго дела без благодатной помощи Божией, он долго и слезно молил Бога благословить его путь».

Но сначала святой Стефан отправился в Москву к епископу Герасиму, который дал ему свое благословение. Преподобный встретился так же с Великим Князем Дмитрием Донским, и с Сергием Радонежским, которые так же одобрили его начинание.

  

  Прибыв в район реки Вычегды святой начал свою проповедь на родном для зырян языке. В ответ он сначала слышал от язычников лишь угрозы и ругань.

Некоторый успех способствовал  Стефану в самом центре Перми Вычегодской в зырянском поселении при впадении реки Выми в Вычегду. Здесь он крестил зырян и построил для первых вычегодских христиан церковь Благовещания пресвятой Богородицы. В этом храме он долго молился Богу об обращении неверующих:

 - Собери, Господи, рассеянных людей Твоих и заблуждших овец, введи их в Церковь Твою святую и причти их к избранному Твоему стаду.

 

 Видя, что одними проповедями не отвратить зырян от поклонения идолам, святой Стефан решает на деле доказать бессилие идолов перед христианством. Он пошел в особо почитаемую кумирницу (языческое святилище) и зажег ее.

 Язычники собрались на пожар с топорами и дубинами. Но, увидев кротко стоящего на месте святого, не решились напасть на него… Особенно удивляло язычников, что христиане, которые уничтожали кумирницы, оставались живы, и не погибают от мести духов. Это служило для них немаловажным свидетельством силы Христовой веры, поскольку среди зырян ходили страшные рассказы об ужасных корчах и болезнях, насылаемых духами на несчастных, осмелившихся присвоить дары, посвященные идолам.

 Скоро новопросвященных христиан стало больше, и бывшие язычники сами вместе со святым Стефаном принялись уничтожат прежних идолов, которых боялись раньше пуще смерти.

 

 Без оружия и войска, любовью и пламенной проповедью он добился доверия коми-пермяков, ниспроверг древних идолов и заложил основы православной веры.

 Ставший первым Пермским епископом он основал свою кафедру в Усть-Выми, где поставил первые православные храмы. Любовью и кротостью расположив к себе пермяков святой Стефан заложил основы христианской веры на Северном Урале. Святой Стефан мирно скончался в 1396 году.

 

 Таким образом в конце 14 века на землях, лежащих к северу от Пермского края (современная Руспублика Коми) утвердилось православие и власть Московского Государя. Во вмногом именно благодаря подвигу Святого Стефана присоединение этих земель к России произошло без кровопролития и без притеснений местного населения. Коми-зыряне сами, добровольно и без насилия перешли под власть московского царя.

 Подробнее о святом Стефане

 http://sever.region59.ru/index.php?parent=12

 

 святитель Герасим 

 

 Святитель Стефан поселял среди зырян первые семена православия. Но большая часть Перми Вычегодской оставалась еще языческой. Нужно было немалое мужество, чтобы снова отправиться в эту дикую страну с христианской проповедью. сменивший святого Стефана епископ Исаакий не выдержал тягот служения в дикой стране: в 1416 году оставил епархию и удалился на покой. Но вместо него в Пермь Вычегодскую прибыл достойный преемник святого Стефана

 

  … Тощие зырянские женщины с  заплаканными детьми тесной кучкой стояли на берегу Вычегды протягивая к православному епископу худые руки. Из сбивчивого рассказа пострадавших святитель узнал, что в бедную зырянскую деревню снова заявились новгородские ушкуйники. Отняли скот, увезли последние запасы ржи.

 Накормив голодных и выдав им немного зерна святой Герасим отправился в дорогу к новгородцам и вятичам, которые уже неоднократно ходили грабить нищие зырянские поселения.

 Не было у святителя Герасима силы, чтобы наказать новгородских ушкуйников. Было только сердце кроткое и слово христианской проповеди. Но новгородцы и вятчане тронутые словом святого Герасима повинились, возвратили зырянам награбленное имущество и скот. Раскаявшись, сверх того дали святому Герасиму щедрые дары для пермских церквей.

 

 Но пришла беда с другой стороны. В это время ревностный язычник Пелымский князь Асыка объединил под своей властью три соседних вогульских княжества. Собрав такую силу он пошел в поход на коми-зырян, с которыми у вогулов была давняя вражда.  Пелымские вогулы грабили зырянские селения и убивали несчастных жителей. Мужественный епископ Герасим решился сам идти к вогулам, чтобы убедить грозного Асыку оставить Пермские земли. И увещевания святого оказались успешными. Пелымский князь отвел свое войско домой.

 

 Святитель Герасим был уже стар и немощен, но продолжал совершать поездки по Пермской земле, обращая в христианство все больше зырян, что вызывало ненависть к нему убежденных язычников. Однажды, возвращаясь из очередной поездки в Усть-Вымь, он был задушен своим слугой вогулом, которого пытался обратить в христианство.

 

 Не зря ехал епископ на Пермскую землю. Ревностная проповедь Владыки Герасима среди зырян скоро принесла плоды. В 1429 году митрополит Фотий сказал о Перми Вычегодской: «Ныне страна чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому».

 

  Святитель Питирим

В 1444 году в Пермские епископы был рукоположен архимандрит Чудова монастыря Питирим. К тому времени вятчане уже забыли прежние обещания епископу Герасиму, и снова стали грабить зырян. Большая ватага вятских разбойников даже поселилась на землях зырян по рекам Сысоле и Лузе, питаясь за счет соседних пермянских селений.

 Первым делом святителя Питирима было то, что ему удалось убедить вятчан покинуть Пермские земли и оставить в покое бедных зырян, многие из которых уже были крещены в христианство.

 

 Тем временем вогульский князь Асыка стал совершать еще более дерзкие набеги не только на зырян, но и на русские селения на реке Двине. В ответ новгородский землевладелец Василий Своеземцев  с тремя тысячами дружины в 1445 году пошел в поход на вогулов. В таежной глуши русский отряд попал в засаду, однако, выдержав внезапное нападение, новгородцы рассеяли противника и захватили в плен самого Асыку. Вогульский князь дал страшную клятву не нападать больше на христиан. Но как только новгородцы ушли, он немедленно ее нарушил. Вогулы снова начали жечь и грабить зырянские селения.

 

  Святитель Питирим решил остановить кровопролитие, обратив вогулов в христианство. Епископ отправился вверх по Печоре, на притоках которой жили вогулы. Миссионерский труд святителя завершился некоторым успехом. Часть ближайших к зырянам вогулов крестились. Вогулы-христиане отказывались подчиняться Асыке, участвуя в его кровавых походах. Асыка затаил личную злобу против святого Питирима.

 

Замысливший непременно отомстить Питириму Асыка собрал ватаги вогульских князей и отправился в поход на Пермь Вычегодскую. Вогулы скрытно двигались по таежным речушкам и тропам, стараясь себя не обнаружить. На этот разони  не задерживались, чтобы грабить бедные зырянские деревеньки. Добравшись до реки Вычегды войско Асыки пустилось на плотах вниз к Усть-Выми.

 В десяти верстах от Усть-Выми Асыка спрятал свое войско на месте, которое зыряне назвали затем Асык-яг (Асыкин бор). Разведав, что святой Питирим после службы пойдет совершать молебен на мыс в устье реки Выми, Асыка решил напасть на него там.

 

  После воскресной литургии епископ с народом с молитвами и иконами вышли на мыс. Оттуда люди увидели, как по реке Вычегде к ним плывут завалы из деревьев. Это Асыка приказал замаскировать плоты, побросав на них верхушки елей.

Почувствовав надвигающуюся смерть Владыко Питирим обратился к народу:

- Братие и чада мои возлюбленные! Аз же готов есмь умрети за Господа Бога моего, лучше мне единому умрети, нежели всем вам изгибнути. Вам же, чадо мои, оставляю мир и благословение; а сами вы вскоре отидите от меня, дабы и вас не постигла какая беда.

 

  Когда толпа вогулов хлынула на берег, зыряне бросились бежать в Усть-Вымь. Епископ же остался на месте, чтобы спасаясь со всеми не подвергнуть опасности весть город. Замучив святого Питирима, Асыка, действительно, не стал преследовать зырян, и утолив свою жажду мести, сразу же удалился от Усть-Выми.

 

 Своей мученической смертью епископ Питирим послужил к защите горячо любимой им паствы. После убийства святого кончились для князя Асыки времена, когда он мог безнаказанно грабить земли зырян. Великий Князь Московский должен был озаботиться, наконец, защитой Пермских земель, поручив жителям Устюга и Новгорода помогать пермякам в случае опасности ратными людьми. А в 1467 году московская рать высланная на пелымцев наголову разбила ополчения вогулов. Князь Асыка вновь был взят в плен. После новых клятв в верности хитрый Асыка опять был освобожден. Как и прежде, он и не думал соблюдать клятвы, но устрашенный московскими полками на многие годы вынужден был прекратить набеги на русские земли.

 

  Пермь Вычегодская была крещена, но южнее лежали бескрайние земли Великой Перми - территория современного Пермского края. Русская колонизация шла с севера на юг.

     

 

 

  

  

Святитель Стефан Великопермский и его преемники на епископской кафедре святые Герасим, Питирим и Иона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее о первых пермских святых можно узнать:

http://www.permeparhia.ru/index.php?id=5

   

   [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz