Лысьвенское благочиние

Чусовой, Лысьва, Губаха, Горнозаводск и Гремячинск

храмы Причусовья

Читатйте в этом разделе (чтобы перейти, щелкните назв. статьи)

 

Все храмы благочиния

 

Успенский мужской скит

 

Трифонова женская пустынь

 

Храм в Камасино

 

Свято-Никольская церковь

 

Храмы Чусовского р-на

 

Храм св. Иоанна

Богослова в Лысьве

 

Строительство храма

в Лысьве

 

Храм в с. Кын-завод

 

Горнозаводск

и Гремячинск 

 

Храмы в Губахе

 

 

В любом селе был свой храм… 

 

Высокие рухнули своды,

И пылью взошел к небесам

Воздвигнутый в древние годы,

Сиявший столетьями храм.

 

Растворов ли связи крутые,

Иль камень твердел от молитв –

Но тьме разномастных батыев

Не дался на щит монолит!

 

Вся Русь и в огне, и в порухе,

Но подвигов ратных оплот, -

Твердыней нетленного Духа

Сей храм в честь Победы встает!

 

Встает, чтобы славу и муки

Забвенью предать не смогли,

Чтоб чтили и ведали внуки

Святыни родимой земли…

 

Кто скажет, что храм уничтожен?

Старинная кладка цела,

Фундамент глубок и надежен,

Чтоб вновь возвести купола!

                        Анатолий Гребнев

 

  Олег Южаков уже выпустил несколько книг по истории Чусовских земель, но эта книга – особая. История церкви в Чусовском, Лысьвенском, Горнозаводском районах не волновала историков в советское время. Поэтому тема до сих пор остается терра  инкогнита для большинства чусовлян.

 

  - Олег Юрьевич, до революции люди жили бедно, а храмов было значительно больше чем сейчас, когда, вроде бы, денег стало гораздо больше?

 - Конечно, храмов тогда было больше. Почти в любом селе был храм, в деревне – хотя бы часовня. В то время центром религиозной жизни были Верхние и Нижние Чусовские городки и монастырь в селе Успенка (закрыт в 1764 году). А на востоке – храм Рождества Богородицы в Камасино. Причем, храмы люди часто строили своими средствами. Так, например, большой каменный храм в селе Успенка в 1864 году взамен старого деревянного храма построили на свои средства жители села. На территории, которая сейчас относится к Чусовскому району не так было много каменных храмов: Успенка, Нижний и Верхний Чусовские городки и все. Но деревянных храмов было много – из дерева тогда строить было намного легче.

 

  - А самый большой Свято-Троицкий храм в Лысьве?

- Да, в Лысьве построили огромный, красивейший храм, на который собирали средства с рабочих предприятия, и сам граф Шувалов пожертвовал 8 тысяч рублей. Много материалов на его строительства Лысьвенский завод отпускал бесплатно. Но он простоял недолго. Мне удалось найти уникальные материалы, которые будут в книге, о том как этот храм ломали. Позвонил знакомый из Лысьвы: тебе нужны материалы по Свято-Троицкому храму? Оказалось, эти фотографии и воспоминания, как и многие другие из новой книги, нигде еще не публиковались.

 

  - А в Чусовом перед революцией был только Камасинский храм и церковь Святой Ксении?

 - Но Ксениевский храм был очень большой, двухэтажный, вместимостью до 1000 человек, таких храмов у нас сейчас нет. Населения в Чусовом, который тогда был заводским поселком, было в несколько раз меньше чем сейчас. Но огромный Ксениевский  храм не вмещал всех прихожан! И поэтому было решено строить большой двухэтажный каменный храм. Стали собирать средства и уже заложили фундамент. Но… началась Первая Мировая война и строительство храма замерло. Сейчас на этом фундаменте стоит КДЦ Чусового. В 1928 году Комиссия Чусовского исполкома решила закрыть Ксениевский храм. В 1929 году область подтвердила это решение. Здание передали торговым организациям, и сделали в нем пункт засолки капусты.

 

  - Олег Юрьевич, был такой период, когда в Чусовском районе вообще не было ни одного храма?

 - Действительно, перед войной был такой период. В Верхнечусовских городках оставалась маленькая кладбищенская церковь на Митейной горе, но она то закрывалась, то вновь открывалась. И только во время войны общине верующих разрешили приспособить под церковь жилой дом в Чусовом – так возникла Никольская церковь в Старом городе.

 

  - Сколько было репрессировано служителей православной церкви в Чусовском районе, о каждом ли из них мы знаем?

  - Точные цифры до сих пор неизвестны. Архивы, где хранятся расстрельные дела, недавно были опять закрыты для исследователей. Доступ к ним разрешен только с согласия родственников – а где их теперь искать? Но имена многих священников в книге удалось проследить.  Профессия священника в тридцатые годы была очень опасной. Если учитывать, что репрессированы были не только священники, но и причт,  церковные старосты, активисты приходских советов, то за веру в Чусовском районе были замучены порядка сотни человек, если не больше.

 

  - Последняя глава вашей книги посвящена постсоветскому периоду, когда начали восстанавливать и открывать церкви. Остались ли в Чусовском районе храмы, которые требуют восстановления?

  - Надо восстанавливать храм в селе Успенка. Очень много сделал там отец Кирилл, но надо восстановить каменную колокольню, а это потребует еще очень много трудов. Значительно легче, например, было бы восстановить купола храма Рождества Богородицы в Камасино, потому что этот храм построен из дерева. Есть еще заброшенные церкви, где до сих пор не идут службы. Разрушается старый Вереинский храм: стена гниет, крыша сломана. В советское время вереинцы упорно отстаивали свой храм и им долго удавалось отстоять его от закрытия. Там был арестован и расстрелян священник. В селе Сёла здание храма было долгое время под клубом. Сейчас сами жители Сёл уже не помнят, что это был храм пророка Илии. Сейчас там построили новый клуб. Надо восстанавливать храм.

 

  - Когда ваша книга будет издана и ее можно будет купить?

 - Три года ушло у меня на работу над книгой. Но для ее издания источников финансирования пока не видно. А нужно не менее 170 тысяч рублей, чтобы издать хотя бы 2 тысячи экземпляров. Надеюсь на помощь властей, наших предприятий. Эта книга могла бы помочь чусовлянам узнать историю своей Малой Родины. Ведь православная вера является основой многовековой культуры и духовности нашего народа.

 

вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz