Спасо - Преображенский храм

современные знамения от икон

В январе 2009 на Поместном Соборе после избрания Патриарха икона Божией Матери или "Умягчение злых сердец", находящаяся на аналое в Храме Христа Спасителя, обильно замироточила

Мироточащая икона "Семистрельная". Фото miloserdie.ru

 

Из книги: А.М. Любомудров

"Современные знамения от икон"  (1991-2001)

Любомудров Алексей Маркович - научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги "Знамения Божии от святых икон."

 

  Два периода повсеместных знамений

 Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы (в книге Е.Поселянина "Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому" описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.

 

 Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат - в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон. Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде. Этот период и самый продолжительный: он длится уже десять лет, и пока интенсивность его не уменьшается.

 

  Прежде, чем обратиться к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности.

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста - время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого…

 В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях…Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в т. ч. на плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.)…Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.

 

 Даже на одной иконе мироточения бывают удивительно разнообразны. Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник - каплями по всей иконе; в среду - икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.

 

 Обновления и мироточения чаще наблюдаются не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское время), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990-е годы они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеленецком), в нескольких приходских храмах - вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь…

 

 В 20-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В наши дни местом знамений стала вся Россия… Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно! Это небывалое явление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему народу русскому.  На что указует он? К чему призывает, от чего предостерегает? Наверное, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно. Но очевидно, что нельзя оставаться равнодушным к нему, нельзя оставить его без внимания и осмысления.

 

Знамения и современная Россия

 1991 год стал, без сомнения, судьбоносным для Отечества. Началось расчленение собиравшегося веками единого государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину огненных испытаний…

На Светлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве… Летом в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году. Всемирно известная Иверская-Монреальская чудотворная икона, непрестанно источающая святое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как заметил ее хранитель, "у Матери Божией появилась слеза, которая просто держалась и долго не падала." Сам он тогда еще ничего не знал о событиях в России...

 

 22 ноября 1991 года в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери…

Итак, восплакали, явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах прот. Михаил Помазанский.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало кровопролитной первой Чеченской войны: 27 мая 1994 года обновилась икона святителя Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах - "Иверской" и "Скоропослушницы."

 

 В сентябре 1994 г. в Царском Селе замироточила Феодоровская икона Божией Матери… 17 февраля 1994 г. в Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших.". В петербургском храме Богоявления…  после возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины "Уверение апостола Фомы." В 1998 г. (в этом же храме) епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери. 31 января 1997 г. в доме прихожанки г.Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. князя Владимира.

 

  Самой известной мироточивой иконой ХХ века стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 г. эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы… Таинственные и страшные события произошли 31 октября 1997 года: Иосиф Муньос был мученически убит при загадочных обстоятельствах в Греции, а чудотворная икона исчезла.

Известны и другие случаи. Например, плач Богоматери в Америке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купили маленькую бумажную икону Божией Матери "Страстная." Весной 1960 года из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки.

В храме свт. Николая в Чикаго плакала икона Божией Матери "Одигитрия."

 

  В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994 года, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

 

 В ноябре года в Вифлееме, в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: "Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути".

 

 3 февраля 1997 года, в день празднования иконе Божией Матери "Отрада и Утешение," в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Мы не имеем полной статистики чудес от икон в зарубежных странах. Но, по-видимому, массовые знамения происходят сегодня только в России.

 

 Духовные итоги десятилетних знамений

  С начала знамений прошло десять лет. Попытаемся осмыслить духовные последствия этого явления, оценить его плоды. Изменилось ли что-то в духовном состоянии русского народа? Можно ли с определенностью утверждать, что этот глас Божий услышан Россией?

  …Во многих ли душах созерцание знамения от иконы укрепило веру и усилило покаяние? Известно, что современные случаи чудесной помощи Богоматери и святых угодников "воцерковляют" маловерных людей, подобные чудеса непосредственно направлены на спасение души. Таких фактов множество. Но скольких людей, например, мироточение иконы привело в Церковь, скольких подвигло к перемене греховной жизни? Наверное, такие факты есть, но, похоже, они остаются крайне редкими и единичными.

Восприятие современных знамений от икон людьми проявляется многообразно. Можно выделить несколько типов отношения людей к чуду.

 

а) Для малой части воцерковленного народа, для ближайших свидетелей чуда - благоговейное почитание, сугубая молитва. Это деятельный отклик, имеющий своим следствием возрождение и укрепление человека.

 

б) Кажется, шире распространено оккультно-потребительское отношение, для которого характерен интерес к чуду как магическому средству помощи. Прослышав, например, про мироточение, люди стремятся во что бы то ни стало раздобыть целебное миро, чтобы вылечить конкретную телесную болезнь. Конечно, пути Господни неисповедимы, и, возможно, через веру в цельбоносность вещей внешних человек может прийти к исповеданию вещей невидимых. Но часто очень трудно отделить такое отношение к иконе от поисков нового универсального лекарства, разрекламированного СМИ или соседкой. Достигает ли таковых совет пойти в ближайший храм и отслужить молебен перед местной почитаемой иконой? Понимают ли, что главным в отношении личности к Богу должно оставаться смиренное упование на Его милость?

 

в) Отстраненно-любопытствующее, когда явление чуда остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий.

 Парадоксальной чертой современного общественного сознания стало влечение к чудесам ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Божиим. Секулярное общество по-прежнему не помышляет о спасении души, которое дается приложением внутренних сил и смирением, а, отказываясь от подлинного чуда - дарованной Богом жизни, торопится освоить мир "тайных знаний." Поток сенсационной мистики оглушает человека, гасит дух, уничтожает личность. Где уж тут отличить ложь от истины! "Зарядка" воды экстрасенсом встает в один ряд с чудом от святой иконы...

 

 В народе заметна разочарованность и душевная апатия. Может быть, потому и не воспринимаются многими удивительные случаи подлинно Божией милости? В году в одном из храмов Воронежской епархии происходило поразительное чудо: плакала и мироточила Иверская икона Божией Матери. Об этом сообщали в печати. Но храм остался пуст. "Я, как мог, объяснил прихожанам, какая благодать великая совершается, - рассказывал с сокрушением настоятель. - ...В селе полторы тысячи человек. Тогда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось рядом с церковью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно парализованные...".

 

г) С другой стороны, равнодушно-безразличное отношение к чуду стало характерным и для многих верующих и церковных людей. Для них чудо от иконы стало привычным, можно сказать, обыденным явлением. Происходит девальвация чуда. Вспомним: в 1980- годы одно сознание, что где-то, далеко за пределами России, все же есть мироточивая (Монреальская) икона, было мощным духовно-укрепляющим православного христианина фактором. Сегодня можно прийти в монастырь и увидеть на одной иконе этикетку, что она "обновилась тогда-то," на другой - что "мироточила в такие-то числа." Перестав быть уникальным, чудо стало явлением массовым, утратило неповторимость, и, дерзнем предположить, перестало воздействовать на ум и сердце.

 

 Показательно, что все эти типы восприятия чудес можно было наблюдать и среди тех, кто имел возможность лицезреть Иверскую-Монреальскую икону. Иосиф Муньос отмечал, что "через эту икону произошли радикальные изменения в жизни многих верующих," было много исцелений и физических, и духовных, люди перерождались, устремлялись к Богу, каялись. Но "большинство людей (большинство! - А.Л). приходят как на зрелище, забаву, просто смотрят, как стекает миро, сколько стекает, и на этих людей икона не имеет духовного влияния."

А верующие, особенно в последние годы, стали привыкать к чуду мироточения, стали воспринимать его "как должное." И если икона была на каком-то приходе, люди даже не приходили туда, говоря: "икона каждый год у нас бывает, приду в следующем году".

      [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz