Спасо - Преображенский храм

вогулы и коми

 

  

Коми-пермяки

 

 

  Из Перми Вычегодской, которую крестил святой Стефан, русские экспедиции стали проникать в Верхнекамье, в Пермь Великую.

  Здесь жили в основном родственные коми-зырянам народ коми-пермяки. По берегам Камы и в низовьях Вишеры стояли их многочисленные городища, среди которых выделялась Чердынь,а так же: Покча, Искор,Урос.

  

 

 

Фото начала XX в. с сайта

 http://www.ethnomuseum.ru/

 

 Пермь Великая отличалась более мягким климатом, более высокой плотностью населения, лучшими условиями для земледелия, чем Пермь Вычегодская. Коми-пермяки имели с проживающими в Перми Вычегодской коми-зырянами схожие язык, обычаи и верования. Ведь до VIII-IX вв. они были одним народом.

  Главную роль в хозяйстве коми-пермяков играло земледелие, большую роль имело скотоводство, охота и рыболовство. До XI века преобладало примитивное, мотыжное земледелие. Зерно размалывалось на ручных жерновах. Из такого помола получались, в основном, похлебки и каши. Хлеба еще не пекли.

 

   В XI веке в Пермь Великую уже проникают отдельные русские переселенцы, которые селятся рядом с коми-пермяками. Возможно, что от них, а возможно, совершенствуя собственную технологию, коми-пермяки освоили пашенное земледелие. Стало больше зерна, появились ручные мельницы. В рационе стал распространяться хлеб.

 Если раньше коми-пермяки жили в больших домах около 100 метрах, то теперь распространяются небольшие наземные дома 16-30 метров на отдельную семью. Как правило, срубы были не очень крепкими, стены приходилось укреплять деревянными подпорками или столбами. В доме был сложенный из глины и камней очаг. Однако, в XIV веке появляется глинобитная печь, которую топили по-черному.

 Почти у каждого коми-пермяка, в том числе у женщин и детей, на поясе висел нож. У мужчин с собой всегда был набор для разведения огня: стальное кресало, кремень, трут. Кресало часто украшалось декоративными элементами. Сверху на одежду навешивались многочисленные амулеты, подвески, имеющие магическое значение.

  

Из среды земледельцев и охотников выделялись ремесленники-кузнецы и металлурги. В старинном городище Искоре В,Берх в начале XIX века обнаружил множество глиняных печей металлургов коми «будьто здесь жили одни кузнецы». Загадку Искора не смогли разгадать до конца и современные археологи. В укрепленном городище находился металлургический и культовый центр. Но здесь не было постоянного населения!

 

  Судя по сохранившимся погребениям из среды общинников выделялась племенная знать, которая могла владеть захваченными в битвах рабами. Большинство коми-пермяцких городищ, например, Урос, были резиденциями коми-пермяцких князьков, окруженные валом и деревянной оградой. В округе располагались небольшие селения из нескольких изб, где жили свободные земледельцы и охотники. В случае опасности они составляли ополчение.

 

 Верования древних коми-зырян и коми-пермяков до принятия христианства

Самый высокий социальный статус наряду с племенными вождями имели жрецы. «Пользуясь невежеством зырян, жрецы опутывали их совесть и нагоняли такой страх, что язычник ничего не мог сделать без совета и разрешения своего жреца; при этом само собою не обходилось без значительных даров. Религиозный авторитет и материальная сила делали из жрецов князей с неограниченною властью, которая была тем тверже, что имела под собою религиозную основу». (Ульяновский монастырь у зырян… Сыктывкар, 1995)

 

  Как в домах, так и в лесах, на полянах, на выгонах скота пермяки устанавливали многочисленных идолов, которым приносили жертвы, обычно закалывали животных, металлурги бросали в жертвенный огонь свои металлические изделия. Охотники отдавали идолам  дорогие шкуры бобров, соболей, лисиц, которые никто из язычников не смел брать. Пермяне верили, что укравшего подношения у идолов наказание от духов.

 

 Особо был развит культ деревьев. На главных святилищах стояли огромные березы, возле которых устраивались языческие праздники. Пермяки одушевляли деревья. Так, устраиваясь на ночлег под деревом, полагалось спросить у него разрешения. Береза и пихта по их мнению обладали женской символикой, а сосна и ель – мужской. При постройке дома большое внимание уделялось тому, чтобы выбрать счастливое дерево. Бревно для сруба из несчастного дерева могло сделать по верованиям пермян несчастными и его обитателей.

  Одушевляли древние коми-пермяки не только деревья, но и огонь. Живым назывался огонь, добытый с помощью трения. Перед приемом пищи охотники совершали обряд кормления огня, бросая в него куски пищи. Пламя нельзя было затаптывать ногами.  

 

  Болезнь пермяки считали результатом воздействия духов, плохих людей или мести предков. Поэтому вылечить человека мог только знахарь с помощью магии. Целительные силы приписывались также странникам связанным с иными землями, с "иным миром". Часто знахари отказывались лечить в доме, где находились иконы, говорили что "заговоры в доме с образами не действуют». Одушевляли и саму болезнь, наделяя ее свойствами личности, которую надо было прогнать из больного. Выпарить в бане, выгнать дымом или смыть водой. Если болезнь была вызвана местью предков, которым неблагодарные родственники оказали мало внимания, то надо было идти  на могилы с горячим мясом, пирогом. Считалось, что покойники питаются паром от пищи. Не могло обойтись лечение без заговоров. Сами знахари признавали, что в своих заговорах они никогда не обращались к богу, а лишь высказывали, чего человеку надо.

  Существовало множество заговоров на разные случаи: перед охотой, при работе в поле, при мытье в бане.

  Верили пермяне в амулеты и обереги, сильными оберегами считались медвежьи зубы или щучья челюсть.

  Верили пермяки в существовании души после смерти, были распространены представления даже о двух душах в каждом человеке, каждая из которых после смерти начинала вести самостоятельное существование.

 Пермяки как и многие другие дикие народы, верили в Единого верховного Бога, которого называли «Ен», но считали его недоступным для людей.  Считалось, что ему бесполезно молиться, поэтому «Ену» не строили кумирниц. Жертвы приносили меньшим духам, таким как Вой-пель (ночное ухо) или карающая, злобная Йема, имя которой в переводе с зырянского означает старая, сварливая женщина.

О язычестве читайте статью А.Кураева "Бог и боги"

 

 

 До  XII-XIII века в бассейне реки Камы от современных Березников до Перми и в низовьях реки Чусовой на территории современного Чусовского района,  Ильинского, Добрянского районов тоже преобладали коми-пермяки. Самые крупные их поселения в Пермском крае в IХ-ХIV вв. - Анюшкар в Ильинском районе и Рождественское в Карагайском. Крупные городища коми-пермяков находились в районе Саламатово (в 3 км. к Северо-Западу от г.Чусового) и у д. Вереино.

 

 Но в ХIII-XIV веках коми-пермяки покинули эти более плодородные и удобные для земледелия земли, и вынуждены были отступить на север. Территория современного Чусовского, Добрянского, частично Ильинского и Карагайского районов опустела. Возможно, это связано с участившимися набегами татар, ногайцев или вогулов, разорявших Чусовские земли.

 

Вогулы (манси)

 

 

Фото начала XX в. с сайта

 http://www.ethnomuseum.ru/

   

  Известно, что вдоль степных границ России тоже лежали пустые земли, потому что постоянные набеги кочевников не давали возможности земледельцам сеять здесь хлеб и собирать урожай. Можно предположить, что военная опасность заставила отступить и древних коми-пермяков. Набеги вогулов и татар, на земли Перми Великой продолжались и в XV-XVI веках.

  Вместо поселений коми-пермяцких земледельцев, на берегах Чусовой появились редкие стоянки вогулов (охотников-манси). Основная часть манси (вогулов) жила за Уралом (современный Ханты-Мансийский автономный округ). В Пермском крае кроме р. Чусовой, вогулы жили   на северо-востоке в верховьях р.Вишеры.  Для присваивающего охотничьего хозяйства была характерна низкая плотность населения. Поэтому с началом русской колонизации численность русского населения быстро превысило число вогулов. 

 В 18 веке в бассейне р. Чусовой 

вогулы были полностью

ассимилированы русскими. Однако,

в верховьях Вишеры по данным переписи 2002 года еще жили  

тридцать манси

 

Политическая организация и хозяйство манси

   Большинство вогулов-манси в 15 веке оставались свободными охотниками. Но в народной памяти сохранился с того времени образ мансийских князей в роскошной одежде, экипированных в «звенящую кольчугу из блестящих колец». У князя были слуги и рабы и он мог позволить себе иметь несколько жен. В некоторых «княжествах»  в 15 веке власть князька была уже наследственной и передавалась от отца к сыну. Тогда как в других вогульских княжествах она была выборной.

 Но имущественное неравенство у манси было выражено слабее чем у коми-пермяков и марийцев. Богатства мансийского «княжества» были невелики. Как правило войско составляло десятки, редко сотни воинов. Но бывали и исключения. Так могучее Пелымское княжество, объединившее в 15 веке сразу три мансийских «протокняжества» выставляло по 600-700 бойцов. В 1481 году пелымские вогулы совершили дерзкое нападение на Чердынь, во время которого убили московского наместника князя Михаила.

 

  В конце 13 века многие племена манси попали в зависимость от монголо-татар. Впрочем, зависимость эта ограничивалась уплатой ясака и периодической военной помощью. Но еще в начале 16 века на реке Чусовой были сильны позиции Казанского и Сибирского ханства, поэтому в то время русские не могли основать здесь значительных поселений.

  Не только войны с коми-пермяками и набеги на русские опорные пункты вдохновляли воинственный пыл мансийских князьков. Еще в 16 веке нередки были среди них междоусобные битвы. Войны велись со свойственной язычникам жестокостью. «Нападающие стремились истребить мужское население…, не оставляя даже «привязанной к шесту собаки» (Н.Гемуев «Народ манси: воплощение мифа»). А женщин и детей уводили в рабство.

   Опасаясь внезапного набега соседей мансийские князьки старались укрепить свою резиденцию. Вокруг столицы «княжества»  на многие десятки километров друг от друга были разбросаны маленькие селения – паули на одну или несколько больших семей. Простые манси до 16 века обычно зимой жили в таких селениях в полуземлянках. Летом они сооружали временные походные жилища, кочуя в поисках лучших мест для охоты и рыбной ловли. Создавать крупные селения манси не могли, потому что главными занятиями их были охота и рыболовства, а не земледелие. Что накладывало ограничения на пищевые ресурсы.

 

  Перейти к оседлой жизни манси помогло занятие рыболовством. На месте древних селений археологи находят многочисленные кости осетровых рыб, которые во множестве водились в Каме и в Чусовой. По данным археологов осетровые составляли до 15 века  больше половины от всего улова. Намного богаче чем сегодня был и животный мир прикамских лесов.  Это позволяло манси добывать необходимое количество мяса не имея огнестрельного оружия. Охотились на лосей, кабанов, оленей, медведей, птицу применяя загонную охоту, капканы, ловушки, лук и копья.

  В «Записках о Русском посольстве в Китай»(1629-1695) сохранились воспоминания об обычаях манси.

 «У этого народа курьезные свадебные обычаи. Когда кто-либо задумал жениться и говорит об этом девушке и ее отцу, ему сразу не говорят «да»; вместо этого будущий тесть спрашивает его: «Есть у тебя средства заплатить за желанную и любимую, получай ее», и жених должен выплачивать тестю 40-50 рублей»...»

 

Мифы и верования манси

 Все мансийское общество делилось на две фратрии Порь и Мось. Брак был возможен только с лицом из другой фратрии.

Фратрия Мось вела род от женщины-оборотня Катлащ, способной превращаться в зайчиху или бабочку.

А сами члены Порь считали своим предком медведя. Как и у пермян медведь у вогулов был самым почитаемым животным. Ему были посвящены разные праздники и обряды.

 Как и пермяне вогулы верили в создателя всего мира, которого они называли Нуми-Торум, обитающего на самом верхнем небе. Чтобы создать землю он поручил гагаре нырнуть и достать со дна океана кусочек земли. Этот кусочек стал быстро расти и превратился в материк. По мнению манси земля продолжает расти до сих пор.

 

  Вселенную манси делили на верхний, средний и нижний миры. Обитатель верхнего мира Нуми-Торум не спешит вмешиваться в земные дела. Поэтому манси предпочитают обращаться не к нему, а к другим «богам», сыновьям Нуми-Торума, которые населяют средний мир.

 Вера в одного Бога называется учеными монотеизм, а вера в разных «богов», как у манси, политеизм.

В среднем мире, где живут и люди, обитает так же множество различных духов. Лесные кумирницы охраняют великаны мэнквы. Феи мисс-хумы и мисне могут вступать в брак с мужчинами-охотниками и даже рожать от них детей.

 

  В нижнем мире находилась обитель мертвых царство тьмы и холода, куда после смерти в длинной черной лодке везет душу вниз по реке подземный хозяин Куль-Отыр.

Впрочем, по поверьям манси у человека было сразу пять душ. Две из них главные. Одна отправлялась в царство Куль-Отыра. А другая реинкарнировалась в новорожденного ребенка.

Как и у коми-пермяков у манси имелись многочисленные кумирницы: территориальные, общинные(у каждого селения) и семейные. Манси верили, что там живут духи, с которыми может общаться хранитель святилища. Духам приносили жертвы, обычно закалывали животное.

В мифологии манси сохранились и легенды о всемирном потопе. По ним во время потопа на плоту спаслись мужчина и женщина, у которых были гагара и утка. Легенды о всемирном потопе, сохранившиеся у многих народов, перекликаются с Библейским преданием о потопе и Ноевом ковчеге.

 

 Марийцы

 

 Там, где находится территория города Перми, в 14 веке проходила граница между ареалами двух народностей. К северу и к востоку по Чусовой жили охоники-вогулы.

 Южнее, там, где сейчас д. Муллы, и в бассейне реки Сылвы современного Кунгурского района жили марийцы. Русские летописи того времени называют их остяками.

 Это был более развитый народ, знавший пашенное земледелие, с выделевшейся племенной знатью-князьками. Но так же как и вогулы, прозябавшие в язычестве. На территории Кунгурского района до сих пор сохранилось несколько тысяч марийцев.

 

 

Литература:

 

1. С.В.Бахрушин. "Остяцкие и вогульские княжества в шестнадцатом — семнадцатом веках" 1935 г

2. И.Н.Гемуев «НАРОД МАНСИ:ВОПЛОЩЕНИЕ МИФА»

3. «Народы Пермского края. История и этнография». Пермь, 2007 г.

4. Журнал «Родина» 2001г. номер 11 КАМЕНЬ  Елена ГЛАВАЦКАЯ

5. Павловский В. Вогулы. Казань. 1907 г.

6. Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVIII века. Иркутск. 1991.

7. Крыласова Наталья Борисовна МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ 

 

   [вверх]

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz