Спасо - Преображенский храм

поиски золотой вереи

 У села Вереинское Чусовского района в X-XIII веках стояло городище коми-пермяков, в окрестностях которого не раз находили богатые серебряные клады

 

 

Здесь на горе стояло древнее городище

 

  Согласно «Толкового словаря…»  Владимира Даля вереи это «столбы, на которые навешиваются полотенца ворот». Название поселка связано с большими воротами, которые стояли в середине вала, прикрывающего коми-пермяцкое городище. На валу стоял крепкий частокол, защищающий древний деревянный замок вереинского князя, жившего здесь около 700-800 лет назад. В памяти народов, живших в Прикамье до прихода русских, сохранились образы древних князей, экипированных в «звенящую кольчугу из блестящих колец». У коми-пермяцкого князька могла быть дружина из нескольких десятков воинов, рабы и слуги. По его зову из десятков ближайших селищ, на которые простиралась территория маленького княжества, собиралось племенное ополчение.

 

  Еще в VIII-X веках вереинцы имели обширные международные связи. В 1872 году под 2 Вереинским городищем был найден клад из трех иранских серебряных блюд, серебряные монеты и подвески, которые хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже. На большом серебряном блюде изображена царская псовая охота на кабанов. На этом блюде кушал, вероятно, сам вереинский князь.

 Другой клад из мелких серебряных и бронзовых предметов был найден под самыми стенами городища, он относится как раз к X-XIII веку – расцвету Вереинского княжества.

 Раз клады в поселке Вереинский находили неоднократно, то, может быть, повезет и мне, решил я, отправляясь на поиски следов древних жителей Пермского края.

 После перестройки население поселка Вереинского значительно уменьшилось до 300-400 человек. Школу закрыли, теперь учеников возят на станцию Калино.

 На окраине села меня встречают остовы бывших ферм совхоза. Сегодня от всего мощного хозяйства – в селе было несколько ферм – осталось откормочное отделение которое принадлежит ООО «Ключи». Я расспрашиваю четверых в возрасте уже крепких мужиков, которые ремонтируют сельхозтехнику:

 - Вы слышали что-нибудь о древнем городище на месте поселка, о серебряных кладах, которые находили в Вереино?

 - Монеты находили, екатериненки…

 - Я серебряную ложку нашел 1812 года, - ответил Борис Третьяков, - недалеко от храма. 

 

 

   Дом старожила села Вереино Виктора Кожевникова стоит как раз напротив красивого деревянного храма, к сожалению, давно заброшенного.

 - В Троицком храме было зернохранилище, - рассказывает Виктор Александрович. – В 1947 году церковь открыли, но ненадолго, через несколько лет новое постановление исполкома: храм закрыли, иконы вывезли. Моего отца забрали в 1937 году, он работал председателем судостроительной артели. Из 28 человек, которых репрессировали в Вереинском, вернулись живыми только двое: мой отец и дядя. Когда отец говорил о лагере, то часто плакал.

 

  У Виктора Александровича сохранились статистические расчеты отца, которые он сделал в 1905 году. Сравнивая 1905 и 1935 годы Александр Кожевников пытался доказать, что в Вереинском жить стало лучше, жить стало веселее:

 «Сахару раньше было по 1 фунту, теперь по 4-5 кг в месяц. Вина за год 1,5-2 литра на душу, а сейчас по 1,5-2 ведра». Правда, про потребление мяса и молока Александр Кожевников не написал, эти расчеты, видимо, в картину улучшения жизни не вписались. Однако, о древней истории Вереинского Виктор Кожевников мало что смог рассказать.

 

 - В 50-х годах на Малой горе работали археологи, - вспоминает он, - Но ничего ценного не обнаружили. – Трубки забили, чтобы отметить места, где копали. Но там все давно заросло.

 Я иду на восточную окраину села Вереинского, где за длинным высоким валом находится Малая гора, хранящая свои древние тайны. Три деревянных дома с огородами и оградами на краю горы, под которой начинается крутой обрыв реки. С запада от села Вереинского Малую гору отделяет длинный вал, под которым по логу когда-то бежал ручей.

 - С годами вода ушла вниз, не стало ручья, - объясняет семидесятипятилетний Николай Аликин старейший житель села, хозяин одной из трех изб на Малой горе.

 - Николай Иванович, вы помните археологов, которые раскапывали городище на Малой горе?

 - В 1953 году я женился и уехал из Вереинского. А они работали как раз в 50-е годы, когда меня здесь не было. Но легенду, что в этом увале закопана золотая верея, я знаю.

 Место для маленького деревянного замка на Малой горе подходящее. С севера и востока естественным укреплением служит крутой обрыв к реке Чусовой. С запада тот самый увал – в котором закопана верея, а под ним овраг где когда-то бежал ручей.

 

  С Малой горы открывается потрясающий вид на излучину реки Чусовой. На самой горе за валом видны многочисленные ямы, оставшиеся то ли от археологов, то ли от местных мальчишек-кладоискателей.

 На поверхности ям золотой вереи я, конечно, не нашел. А производить раскопки на месте археологического памятника закон запрещает. Пришлось ограничиться опросом местных жителей: не находили ли чего ценного?

 

  Опрос начался неожиданно – внезапно передо мной вырос здоровенный голый до пояса парень лет двадцати и поинтересовался, кто я и откуда? Однако, узнав, что перед ним журналист «Звезды» местный житель сразу стал любезен и ответил на все вопросы.

 - Мы в детстве все ямы излазили на Малой Горе, - говорит Григорий Ямковой. – Здесь ведь еще шли бои с Колчаком в 1919 году. И мы тут курки находили, дуло от старой винтовки.

 - Ну, это к Вереинскому княжество не относится, - разочаровываюсь я, - а мечи, кольчуги, кинжалы на худой конец, - не попадались?

 

 И тут он мне выдал:

 - У меня под домом меч нашли! Дому у нас 108 лет. В 1995 году, когда отец купил его, он решил отремонтировать ограду. И в земле под конюшней нашел старый весь ржавый меч около 70 см. длиной. Отец сказал: лучше его обратно зарыть – так он под домом до сих пор лежит.

 Разумеется, я тут же пошел искать дом, под которым лежит древний меч вереинского князя!

 

  Хозяин дома агроном Валерий Ямковой трудился в огороде. По двору бегали шустрые телята. Валерий Ямковой с гордостью продемонстрировал мне лепнину на потолке сохранившуюся с дореволюционных времен, когда дом принадлежал вереинскому купцу. И напоил меня молоком.

 - Я решил сделать в ограде погреб для овощей – рассказал он. – Выкопал яму больше полметра глубиной около стены. И на нижних венцах сруба нашел старинный прямой   ржавый меч.

 - Значит, хозяева нашли его при строительстве дома, когда рыли яму под фундамент в 1900 году и положили под стену?

 - Выходит, что так. Мы меч сдали в Музей истории реки Чусовой на «Огонек».

Валерий Ямковой рассказал, что на огороде, который выходит к самому обрыву над рекой, он нередко находит куски старых сопрелых бревен, которые могли остаться от древней деревянной стены вереинского замка. 

 

  Но с 50-х годов никто из археологов, похоже, больше не интересовался древностями села Вереинского.

 - Каике-то люди пытались копать на склоне, - рассказывает хозяин дома. – Приехали на машине два человека около четырех лет назад, поспрашивали старинные вещи, а потом вырыли яму рядом с моим огородом. Но так ничего и не нашли. Я думаю, что это были черные археологи, они и работали-то всего здесь один день.

 

  Мог ли древний меч принадлежат вереинскому князю? Коми-пермяки в Х-ХIII веках умели делать не только мечи, но и кольчуги. У каждого при себе был железный нож, одежду украшали металлические подвески и бусы. Древние жители Прикамья сеяли рожь, правда, есть мнение, что они не пекли хлеб, а варили из грубо помолотой крупы что-то вроде каши.

  Коми-пермяки к ХIII веку практически все жили уже не в землянках, а в избах, которые ставили на каждую, отдельную семью. Правда, вместо печей были еще глинобитные очаги. Кроме земледелия, охотились и ловили в Каме и Чусовой осетров, стерлядей и белуг – среди рыбных костей, которые находят археологи на их поселениях, до 70% составляли рыбы осетровых пород.

 

 Но вот мог ли коми-пермяцкий князек заказать себе воротный столб из чистого золота? Это сколько же в килограммах и долларах за унцию? – прикидываю я в уме, но вовремя спохватываюсь. Вереинский князь все-таки не египетский фараон, который мог позволить себе золотой гроб. Как же тогда быть с красивой древней легендой?

  До  XII-XIII века в бассейне реки Камы от современных Березников до Перми и в низовьях реки Чусовой на территории современного Чусовского района,  Ильинского, Добрянского районов преобладали коми-пермяки. «Наиболее крупные городища в Пермской области - Анюшкар (Ильинский район) и Рождественское (Карагайский), относящиеся к средневековой родановской культуре (IХ-ХIV вв.) древнего коми-пермяцкого населения Пермского края». Крупные городища коми-пермяков находились в районе Лисиков (старой части г.Чусового), д.Вереино,  Кучино.

 

 Но в ХIII-XIV веках коми-пермяки покинули эти более плодородные и удобные для земледелия земли, и вынуждены были отступить на север. Территория современного Чусовского, Добрянского, частично Ильинского и Карагайского районов опустела. Почему это произошло, до сих пор загадка.

  Известно, что вдоль степных границ России тоже лежали пустые земли, потому что постоянные набеги кочевников не давали возможности земледельцам сеять здесь хлеб и собирать урожай. Можно предположить, что эта же причина заставила отступить древних коми-пермяков. Тем более, что исход коми-пермяков из Среднего Прикамья совпадает по времени с монгольским владычеством на Руси. Набеги вогулов и татар, на земли Перми Великой продолжались и при русских еще в XVI веке.

 

 Вместо поселений коми-пермяцких земледельцев, на берегах Чусовой появились редкие стоянки охотников-манси. Для присваивающего охотничьего хозяйства была характерна низкая плотность населения. Вот почему Строгановы, в своей челобитной царю на земли по Каме и Чусовой могли написать «На Каме места пустые, леса черные, реки и озера дикие, а всего пустого места 146 верст».

  Может быть верея от ворот действительно была спрятана пермяцким князем, когда в XIV веке народ коми снимался из родных мест под угрозой нашествия вогулов или монголо-татар и вынужден был бежать на север. Но только была эта верея железная, а не золотая. Железный столб для ворот в то время ценился очень высоко и мог быть предметом вожделенных поисков древних кладоискателей. Легенда о железном столбе могла дойти в XVI веке до русских переселенцев, в народном представлении которых железо превратилось в золото… Может быть, когда-нибудь археологи еще приедут на древнее городище вереинского князя, и найдут верею, которая дала название современному селу.

Газета «Звезда» 

   [вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz