Спасо - Преображенский храм

в монастыре

Духовно-административное устройство монастыря. Возглавляет монастырь священноархимандрит  - правящий архиерей (если монастырь ставропигиальный - сам Патриарх). Однако непосредственно управляет монастырем наместник: архимандрит, игумен или иеромонах. Женский монастырь управляется игуменией. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

       Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни в монастыре каждый несет определенное послушание. Из братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, богослужебные книги), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам. Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("отец наместник, благословите"), и имени ("отец Никон, благословите"), или просто "батюшка" (употребляется редко).

В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "Отец наместник", "Отец Гавриил".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), или "батюшка". В третьем лице: "Обратитесь к отцу благочинному" или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "Что скажет отец Иоанн".

Архимандриту, игумену, иеромонаху, можно сказать: "Отец... (имя)", "Батюшка".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "Отец эконом", "Отец казначей".

К монаху, имеющему постриг, обращаются: "Отец", к послушнику - "Брат" (если послушник в преклонном возрасте - "Отец"). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например: "Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит".

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "Мать игумения"; или с употреблением имени: "Мать (матушка) Варвара", или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игумении. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят например: "Мать Евлампия", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "Сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").

О монастырских правилах. Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. В каждом монастыре кроме насельников (монахов) есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить нельзя. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови". Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе. Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем.

При входе в келию говорят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат ответ: "Аминь".

Избегают вольного обращения, смеха, шуток. При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут. Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую произносит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и слушают чтение.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

 

Иеромонах Аристарх (Лоханов)

При составлении текста использованы материалы сайта  http://www.zavet.ru/book/etiket01.htm

 

вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz