Спасо - Преображенский храм

церковный этикет

 

Этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах, а в переносном смысле - и сама форма поведения. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, - с почитанием Бога, с благочестием. Для различения терминов – благочестие и церковный этикет – вкратце коснемся некоторых основных понятий нравственного богословия.

Обладая даром свободы, человек ориентирован: на собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру, на религиозное отношение к Богу.

Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности).

Основной принцип отношения человека к ближнему – честность, при этом нормой являются правдивость и искренность. Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке со-путника к Богу и со-наследника Божией благодати.

Упражнению в благочестии, преуспеванию в нем должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие.

Благочестие – это вертикаль, устремленная от земли к небу (человек – Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек – человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4,20).

Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

Способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного "хорошего тона". "Плохой тон" в храме может стать претыканием для малоцерковного человека на его пути к Богу.

Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения.

Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Об этом писал епископ Феофан Затворник: "Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего".

Богобоязненный и церковно-воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении другого, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. В общении с людьми - и церковными, и нецерковными - святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом.

Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

 

Иеромонах Аристарх (Лоханов)

При составлении текста использованы
 материалы сайта  http://ww.zavet.ru/book/etiket01.htm

 

вверх

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz