Спасо - Преображенский храм

архиепископ Андроник

  

 

На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, молитвенник и нестяжатель. Все средства Владыка жертвовал на помощь бедным, одевался просто. Был награжден многими орденами, но никогда их не надевал. Очень строго постился, а в последние дни Страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня совершения им Литургии, почти всю ночь молился

 

   Время служения святителя было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились занятия миссионерского и певческого кружков, во всех храмах служились акафисты, проводились беседы. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых еп. Андроник много потрудился. Желая поделиться своим богатым духовным опытом, Владыка написал книгу "Письма архиерея к иереям", которая очень быстро разошлась.

  В 1916г. Владыка ездил на фронт, где 12 августа имел в Ставке беседу с Царем Николаем II. Владыка понимал, что не социальные, экономические или политические реформы грядут в мир, а новое язычество, которое, с особым расчетом, временно покровительствует всякому сектанству, всякой иной вере, только бы в России развалить господствующее Православие.
Февральская революция не вызвала у еп. Андроника радости: "Не остался бы дом наш пуст", - сказал он на чрезвычайном епархиальном съезде в Перми в мае-июне 1917г.

 

 В январе 1918г. еп. Андроник обратился к пастырям Пермской епархии: "... настал час еще большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное. ...Время страшное, время если не антихристово, то весьма предшествующее ему по своим признакам. А мы будем бездействовать?! Да не будет сего осуждения на вас..."

 После краткого пребывания в Перми, 26 января 1918г. Владыка вновь выехал в Москву на вторую сессию Священного Собора. С февраля, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Отбирались храмы, начались расстрелы защитников Православия.

 11/24 апреля Владыка вернулся в Пермь и сразу стал готовить духовенство и народ к предстоящему 9 мая крестному ходу с проповедями в разных частях города. 29 апреля у Владыки был произведен обыск. Его обвиняли в призывании народа к вооруженному сопротивлению советской власти. Святитель ответил: "Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и ее достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только архиереем, но и христианином... Так я верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру".

 Близкие уговаривали Владыку скрыться, боясь его ареста, но он сказал, что готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит. Ожидая ареста, вверив судьбу Промыслу Божию, Владыка был безмятежен, ежедневно исповедовался и причащался. Светлое настоение не покидало его. Со всеми был обходителен и ласков.

 25 мая ревтрибунал объявил решение о привлечении его в качестве обвиняемого, на что Владыка ответил: "Буду веровать и стоять до смерти".3/16 июня на своем беззаконном собрании чекисты решили арестовать архиепископа и расстрелять немедленно. Для ареста святителя было поднято до полутора тысяч красноармейцев.

 В три часа ночи отряд чекистов ворвался в Архиерейский дом. Владыку посадили в пролетку и повезли в милицию в Мотовилиху. Также арестовали и всех остальных, бывших в Архиерейском доме. Этой ночью расстрелять не успели. На следующий день его перевезли в Пермскую ЧК, где он провел ночь. В третью ночь после ареста повезли святителя на расстрел. Ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и повернули налево в лес. Там заставили старца копать себе могилу, но по его немощи, пришлось помогать чекистам. После этого архиепископ попросил время на молитву. Ему разрешили и после 10-минутной молитвы и благословения на 4-е стороны он сказал, что готов. С него потребовали, чтобы он отменил постановление о забастовке, но святитель отказался. Тогда его начали закапывать живым, но потом, все-таки, сделали несколько выстрелов. 


 Незадолго перед арестом святителя один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: "Как спасти паству от губящих ее волков, и самому не впасть в уныние от озверения в народе и поругания святынь?" Владыка ответил: "Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец - сбросят тот ужас, который окутал страну нашу."
 

Игумен Дамаскин (Орловский)

http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=754

Можно почитать так же: Гоголин Николай Александрович, "Церковь и общество: исторические параллели по письмам и статьям священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского"

http://www.permeparhia.ru/index.php?id=1310

 

[вверх]

Пермский край г.Чусовой
Используются технологии uCoz